Сибирские огни, 1981, № 9

«И ВИДИТСЯ МНЕ белый п а р о х о д и к ...» 175 морских жен — спокойное и терпеливое ожидание — входит в противоречие с дело­ вой активностью и социальной раскрепо­ щенностью современных женщин, которых несомненно и представляют героини Л. Князева и М. Смородина. Им кажется, что мир движется гораздо быстрее, чем их застывшее однообразное одиночество, что они что-то непоправимо упускают в этом ускоряющемся движении (Ольга — «поэти­ ческое переживание», Вера Клементьев- на — что-то еще более расплывчатое — «смутное и жадное ожидание»). Но когда они пытаются во что бы то ни стало найти, поймать это «что-то», то невольно входят в противоречие с цельностью и чистотой своей натуры, с тем изначальным кодом женской сущности, который заложила в них природа. И как бы ни менялось общество, главное в женщине — преданность в люб­ ви и вера в любимого — всегда остается. Поэтому и нарушать сей нравственный ста­ тус литератору, творящему женский образ, надо предельно осмотрительно. Тем более, что, несмотря на всякие сложности века и накладки современного бытия, судьба жен моряков достойна самого чуткого к себе отношения. Впрочем, и в современной маринистике есть примеры, когда традиционное ожида­ ние моряка становится подлинным образ­ цом высокого чувства, святого отношения к супружескому долгу. Достаточно вспомнить рассказ В. Воробьева «Когда возвращается «Безымянный»?» Пожилой капитан Вадим Сергеевич Клязьмин, которого по состоянию здоровья временно перевели на должность диспет­ чера в порту, находился на очередном де­ журстве. В тот вечер передали штормовое предупреждение, суда не выходили из порта, поэтому в диспетчерской было не­ обычно тихо. Вдруг раздался телефонный звонок и взволнованный женский голос спросил: «Скажите, когда возвращается «Безымянный»?» Женщина назвала себя женой моториста Авинова и начала допы­ тываться, почему от нее скрывают правду. От этих расспросов капитана бросило в хо­ лодный пот: «Безымянный» был тот самый траулер, который затонул полгода назад — Клязьмин был свидетелем этой катастро­ фы. С «Безымянного» уже никто никогда не вернется — об этом знали все в порту. «Все давно привыкли, что его нет, и вот этот звонок...» Секрет странного звонка раскрылся лишь спустя несколько месяцев, когда Клязьмину снова выпало дежурить в цик­ лон и снова в диспетчерской раздался зво­ нок, и тот же голос спросил: «Скажите, когда возвращается «Безымянный»?» Вот теперь капитану стало ясно, что женщина не в себе. Она давно уже знает о гибели «Безымянного», давно пережила потрясе­ ние, но душа, любящая женская душа, не желает мириться с утратой, не прием­ лет этой страшной правды. «Авинову, ко­ нечно, лечили и вылечили,— заключает ка­ питан свой рассказ.— Но когда приходит циклон, она снова оказывается в прежней жизни и тянется душой к своему Павлику, она ждет его, потому что главным в ее жизни было ожидание». Рассказ, а по своей емкости он похож на притчу, потрясает. Хочется полностью со­ гласиться с критиком В. Шапошниковым, который, отзываясь о нем в статье «Уроки молодой прозы Сибири», замечает: «Такое чудо способно творить только настоящее искусство...» Однако я не стал бы (вслед за В. Шапошниковым) называть эту вещь ле­ гендой. При всей ее исключительности, легендарности, история эта и реальна, и вполне типична. Перед глазами всплыла вдруг знакомая мне по многим годам жизни в этом порто­ вом городе картина: утро, массивное па­ радное Морпароходства, толпятся вокруг дверей молчаливые женщины, разные по возрасту и наружности. Ровно в девять де­ журный вывешивает свежие сведения о движении судов. «Анадырьлес» заканчивает выгрузку в порту Кобе. «Ангарск» следует из Бомбея в Син­ гапур. «Шексна» принимает на борт бананы в Коломбо и держит курс на Одессу. На подходе из Джакарты к Владивостоку теплоход «Эльтон». Пароход «Балхаш» прибывает в порт Корсаков. Женщины вчитываются в эти скупые объ­ явления с таким жадным вниманием, что само собой приходит сравнение,— как мно­ гострадальные женщины военного тыла в сводки Совинформбюро. Отчего я так долго рассуждаю по пово­ ду, казалось бы, очевидного? Ведь всем хорошо известно, что любить (если любишь по-настоящему) надо преданно, ждать — терпеливо, а измена в любви — безнрав­ ственна. Истины общеизвестные, но сколь­ ко тем не менее подводных камней на их пути! И еще. Традиционная проблема семей­ ных отношений, осложненных длительной разлукой, значительно расширила сферу своего влияния. В наш кочевой век она стала актуальна и для геологов с их долги­ ми полевыми сезонами, и для буровиков- нефтяников, живущих и работающих в вах­ товых поселках, и для изыскателей различ­ ных сооружений, и строителей отдаленных трасс, железных дорог, нефтепрово­ дов, ЛЭП, наконец, для работников зате­ рянных на бескрайних просторах стра­ ны метеорологических точек, радио­ станций, маяков, различных навигаци­ онных служб. Однако художествен­ ная литература до сих пор как-то неохотно обращается к этой проблеме. Так уж пове­ лось, что вопросы добычи нефти и редких металлов в труднодоступных местах или строительство гигантов индустрии имеют первоочердное значение не только у ин­ женеров и хозяйственников, но и у писате­ лей, которые нередко за грандиозными экономическими преобразованиями упуска­ ют их нравственную сторону. И морская проза, на мой взгляд, в этом отношении выгодно отличается, поскольку проблему верности и прочности семейных отношений

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2