Сибирские огни, 1981, № 9
174 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН «за кадэом». Пожалуй, только в рассказе «Волк» любовь моряка становится предме том подлинно художественного исследова ния. И это, думается, случилось не оттого, что К. Станюкович не принимал в расчет интимных переживаний моряка. Просто, видимо, социальный климат того времени, жизнь- общества конца XIX в. подсказывали более важные задачи, связанные с борьбой за освобождение от насилия и бесправия русского народа. С резким изменением социально-эконо мических условий развития человечества, с утратой мореплаванием одной из важней ших своих функций — первооткрыватель ства, первопроходчества — и постепенным превращением его в морское производ ство, любовь, верность и ожидание моряка настойчиво подвергаются давлению суб станций далеко не романтических. «В последние годы все меньше времени отпускается для свидания с землей: короче стоянки в портах, реже постановки в ре монт. Некогда, некогда! Надо возить боль ше грузов, доставлять их быстрее. Осталь ное не столь важно. И то, что у меня ру шится семья,— тоже не важно»,— рассуж дает Анисимов, и пессимизм его не бес почвен. Личная жизнь моряка нынче, как никог да, зависит от моря, точнее — от морского производства, более того, полностью под чинена его жесткому ритму. Отсюда по нятно, почему во главу угла >'многих се годняшних произведений о море ставятся обостренные на этой почве до драматиче ского разлада семейные отношения. На такой основе построены роман Л. Кня зева «Морской протест» и повесть М. Смо родина «Два штормовых дня». В них осо бо остро чувствуется, насколько равноправ ны и неотделимы друг от друга стали лич ное и производственное. Рассказывая о начале супружеской жиз ни Николая Федоровича и Ольги Катковых, М. Смородин пишет: «...Первой неизбеж ной трудностью оказалась та же, что и во всех морских семьях,— больше разлук, чем вместе». И в самом деле, Николай Федорович постоянно в рейсе. Работы много, дома приходится бывать редко. Он, правда, все время пытается совместить свои производ ственные заботы с интересами семьи, но получается это плохо, а его жена к тому же из тех нередких женщин, которым оди ночество вообще противопоказано. Тоска по любви, неутоленная жажда полноцен ного семейного счастья, нежности накапли ваются и в конце концов срывают Ольгу с тормозов. Она изменяет мужу. Причем, молодому капитану, с которым она знако мится у подруги, оказалось достаточным возродить в ней такую, казалось бы, ма лость, как «поэтическое переживание пер вой молодости». «Чувство обидной покинутости» пресле дует и закаленную в постоянных ожидани ях Веру Клементьевну Анисимову. Правда, ее измена кажется «не по чину» легкомыс ленной, а авторская мотивировка поступка довольно-таки странной: «И вечером, совсем поздно, он пришел к Вере в номер с бутылкой шампанского и свертками с закусками... «Сегодня это должно случиться, Коля»,— со странной легкостью поддаваясь обреченности, гово рила она себе задолго до того, как все произошло. И когда они к этому приблизи лись, последним ее чувством было не страх, и не стыд, а смутное и жадное,— да, жадноеі — ожидание нового». А ведь в лице Анисимова и его жены Л. Князев предлагает читателю образы нравственно чистые и цельные. Во всяком случае перед нами люди, которые многие годы преданно любят друг друга, могли выдерживать длительные разлуки. Поэтому как-то не верится, что Вера Клементьевна так легко (из примитивного физиологиче ского интереса) и, грубо говоря, так де шево могла бы клюнуть на самую зауряд ную лесть, на весь тот набор «безотказных ресторанных приемов», с помощью кото рого обольщал ее красавец грузин Геор гий. Измена, пусть она всего лишь «затме ние», «солнечный удар», для Веры Кле- ментьевны, если принять отправными точ ками ее характера чистоту и цельность, на чем, кстати, всем ходом романа и настаи вает автор,— шаг слишком серьезный, что бы обосновывать его всего лишь баналь ным любопытством одуревшей от скуки дамочки. На такое героиня Л. Князева, ве роятнее всего, могла бы решиться только тогда, когда почувствовала бы в себе токи новой любви (пусть кажущейся, грозящей разочарованием, как, скажем, у той же Ольги Катковой). Несоответствие нравственного облика персонажа с его поступками (хотел этого автор или нет) проявляется и в образе Анисимова. Случается это всего однажды, в адюльтерной истории с Валей Решетовой. Для каких же благих целей сей адюльтер понадобился Л. Князеву? В качестве акта отмщения Анисимова своей жене? Однако драматизма от этого не прибавляется, все в конце концов заканчивается благополуч но ко всеобщему удовольствию, зато нрав ственное реноме героя заметно пошатыва ется. Скорей всего данная история ока залась необходимой для того, чтобы непременно «разбавить», «оживить» образ современного делового человека, которым несомненно является капитан Анисимов, отвести от него подозрения в ханжестве и пуританизме, а автору застраховаться от обвинения в идеализации героя. Л. Кня зев словно боится, что если он не расска жет о герое какую-нибудь пикантную исто рийку, которую обычно можно услышать в тесном мужском кругу, читатель ему не поверит. Впрочем, опасения не напрасны. Поверить иногда бывает и впрямь нелегко, особенно при такой жесткой заданности образа. Любопытно еще и вот что: в современ ных морских повестях страдательной сто- ронрй становятся, как правило, мужчины. Однако в этой прямо-таки стандартной си туации просматривается вполне соответст вующее сегодняшнему дню жизненное яв ление. Дело в том, что традиционная доля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2