Сибирские огни, 1981, № 9
«И ВИДИТСЯ МНЕ БЕЛЫЙ п а р о х о д и к ...» 173 Южной Америки в Европу, постепенно не только преображается физически, сполна хлебнув лиха, но и приобретает совершен но иное, чуждое его происхождению, об разованию и воспитанию классовое соз нание. В «Танкере «Дербенте» Ю. Крымова мы видим влияние на жизнь и характеры геро ев уже совсем иных трудовых отноше ний — социалистических. Утверждение образа моряка нового ти па — советского моряка, унаследовавшего традиционное трудолюбие, мужество и бесстрашие и приобретшего новые каче ства: чувство ответственности за социалис тические завоевания, творческое отноше ние к делу,— происходит и в произведени ях К. Бадигина, Л. Соболева. В. Конецкий, В. Санин, Л. Князев, М. Смо родин и другие современные маринисты исследуют труд советского моряка на но вом этапе развития морского производ ства — в период научно-технической рево люции, когда наиболее тесна связь море плавания с производством. Кроме глубоких и давних традиций, ма- ринистика обладает рядом специфических особенностей, которые заметно выделяют ее среди других прозаических жанров. Это прежде всего касается среды оби тания ее героев. Общеизвестно, что психологический об лик человека, его мировоззрение, нрав ственные устои во многом определяют и формируют жизненное пространство чело века, его окружение. Люди одного круга взаимосвязаны и в какой-то степени взаи мозависимы. Но едва ли где еще, кроме, может быть, космического корабля или дрейфующей полярной станции, взаимо влияние производственных, бытовых и лич ных отношенй так сильно, как на морском судне в дальнем плавании. «Экипаж — одна семья» поется в попу лярной песне. Для моряка, находящегося в многомесячном автономном плавании,— это не метафора. Вдали от родных берегов судовой коллектив должен быть не просто группой вместе работающих людей, а не кой цельной, единой общностью, способной не только выполнять порученное дело или выдерживать труднейшие испытания, но и с честью представлять свою страну, полпре дом которой любое судно является в даль нем походе. «Мы называем себя семьей, потому что гордимся Родиной и готовы доказать это делом»,— говорит о себе и своем экипаже капитан Анисимов. И где бы ни был Аниси мов, в канадском ли порту Ванкувер, в зна менитом ли Голливуде с его рассчитанной на туристов показухой, или же на улице многоязыкого Гонконга, — везде с гор достью ощущает он себя сыном великой державы. Патриотизм, неизбывное чувство Роди ны— также исконное свойство душц^ рус ского моряка. Вспомним, как русский му жик-крепостной, насильно оторванный от пашни и родной избы, навсегда нес в себе образ «милой землицы» и никакие тяготы морской службы, никакие ураганы не мог ли затушить в нем этот ровно и жарко го рящий огонек. Он согревал его в далеких чужих морях, он давал силы на ратные под виги и борьбу со стихией... Проблема вынужденного отчуждения от большой земли, постоянной и длительной оторванности от родных берегов — такая же давняя и традиционная для моряков, как и проблема любви и ожидания. ...Он, она и море. В глубь столетий ухо дит это извечное ожидание любимого, отторгнутого беспощадным океаном. У мо ряка на берегу всегда остается кто-то, ко му бы он верил и к кому стремился вер нуться. Это не только окрашивает его жизнь неповторимым светом, но и дает си лы в трудных скитаниях. И нынче, как и ты сячи лет назад, остаются на берегу жены, дети, матери, любимые. И тот же, как у бессмертной гомеровской Пенелопы, дра матизм ожидания, и та же кровоточащая ностальгия, от которой еще тысячелетия назад изнывал бесстрашный и хитроумный Одиссей. Стало быть, не случайно жажда встречи и таинство ожидания стали одним из самых сокровенных мотивов маринизма, а любовь и верность — одной из жгучих его проб лем. Думы о близких не покидают в плавани ях и современных Одиссеев. И тем не менее... Мореплаватели прошлого, думается, по просту не поняли бы того же капитана Ани симова с его криком души: «Все рейс, рейс, рейс! Имею я право на свое? Пусть даже на ошибки!» Дело в том, что подобная душевная ма ета для моряка прошлого была безоснова тельной. И литература о море и моряках это чутко улавливала, отражая обычное для прошлых столетий деление социальных ро лей мужчины и женщины в обществе и преломляя их соответственно к усло виям морской жизни: ОН бороздит моря и океаны, открывает новые земли, прокладывает торговые пути, воюет, кон- кистадорствует, ловит рыбу; ОНА — верно ждет любимого или хранит ЕГО семейный очаг, высматривая у горизонта ЕГО парус, иначе говоря,— всячески способствует ЕГО делу. С другой стороны, личное входило в де ловую жизнь моряка в качестве романти ческого атрибута, по большей части отте няющего уникальность морской судьбы, и в общем-то не имело самостоятельного зна чения. Можно возразить, что в действительности все было, наверное, сложнее начертанной схемы. Безусловно. Но, как ни странно, морская литература прошлого этой слож ности почти не отразила. Даже такой тон кий знаток морской жизни и психологии моряка, как К. Станюкович, по сути обошел тему «любовь и море». Разумеется, и в его произведениях пос тоянно присутствует и тоска по любимым, оставленным на берегу, и боль разлук, но все это где-то на втором плане, глубоко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2