Сибирские огни, 1981, № 9
172 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН автор, необходимо сосредоточить свое внимание. Следует заметить, что в отличие, скажем, от иных произведений о современной Си бири, страдающих лубочной героикой, псевдоромантической восторженностью и авраломанией, морская современная проза все чаще стремится героическое «зазем лить», растворить в будничном. Хорошо это видно на повести В. Санина «Одержимый». Группа моряков и ученых в начале зимы на среднем рыболовном траулере (ос новная промысловая единица сегодняшне го тралового флота) отправляется в район Берингова моря, чтобы на практике изучить процесс обледенения — причину внезапной и мгновенной гибели многих рыбацких су дов. Программа-максимум экспедиции — достичь критической точки обледенения, за которой следует оверкиль (переворачи вание судна). Вероятно, было бы проще, привычнее, привлекательней, но и в то же время ба нальнее изобразить этот беспримерный по Своей сути рейс как цепь невероятных морских приключений или же серию леде нящих душу ужасов. В. Санин поступил по- другому. Путь к подвигу его героев лежит через будничную, нудноватую даже рабо ту. Ну что, правда, интересного вдостоян ном, круглосуточном, из вахты в вахту по вторяющемся: обледенение — замеры — окалывание, обледенение — замеры — ока лывание?.. Но В. Санину важно точно, без фальши и приукрашивания отразить одну из сторон морского производства. А ведь любому моряку известно, что в зимнем промысловом рейсе на мелкотоннажном сейнере ( обледенение так же неизбежно, как и шторм; оно есть то обязательное со противление материала, с которым сталки вается любой производственник. В еще более будничном свете изобразил работу моряков В. Конецкий. Не случайно название книги — «Вчерашние заботы». За кономерно появление на ее страницах текстов приказов, радиограмм, выписок из вахтенных журналов. Перемежаясь с коло ритными описаниями судовых вахт, прово док каравана за ледоколом, стычек с пор товым начальством, конфликтов внутри команды,— все это вместе и составляет тот свод забот, на котором держится морское производство. Заботы эти обычно далеки от эффект ности и парадности и того восторженно романтического ореола, которыми нередкй сопровождаются они в прессе, кино да и литературе тоже. Сам В. Конецкий во «Вче рашних заботах» по этому поводу остро умно замечает: «Сейчас (речь идет об арктической нави гации в разгар сезона.— А. Г.) Арктика — льдина, которая перевернулась вверх брю хом, то есть вместо заснеженной белизны вдруг показалась грязь и тина от всех ме лей, на которых эта льдина сидела. Ледо колов не дозовешься, самолеты разведки все поломались и не летают неделями, ко рабликов набралось уйма, вожжи управле ния ослабли...» И снова напрашивается параллель с про изводственной прозой: ведь если корабли заменить машинами, станками или поточ ными линиями, то содержание забот, о ко торых говорит В. Конецкий, вряд ли осо бенно изменится. С этой точки зрения со временная маринистика и производственная проза действительно близки. Более того, едва ли не с самого зарождения советской литературы идут они бок о бок, следуют одним фарватером. Что, например, такое роман Ю. Крымова «Танкер «Дербент»? С одной стороны, про изведение о море и моряках с их сугубо морской жизнью, с другой — типично про изводственная вещь и по конфликту, и по проблематике. А к какому разряду отнести путевую книгу К. Бадигина «На морских дорогах», чье влияние довольно ощутимо и в повес тях-странствиях В. Конецкого, и в романе Л. Князева? Многое из того, что впоследствии прочно (хотя и не всегда удачно) прописалось в производственной прозе (авралы, преодо ление стихии, утверждение сильной лич ности, способной организовать производ ство и вывести его из прорыва и т. д.), так или иначе перешло из маринистики и имеет в ней давние традиции. Трудно не согласиться с В. Конецким, на стаивающим на том, что современный «флот — это производство», но в то же вре мя он необъективен, утверждая, что «от произведений, написанных на морском ма териале, традиционно ждут приключенче ской романтики». Действительно, романтика всегда занима ла почетное место в мировой маринистике. Щедрую дань отдали ей и русские писате ли. Но в русском маринизме она никогда не была краеугольным камнем. Даже в утонченно-изящных произведениях А. Бес- тужева-Марлинского уже пробивается мысль о суровых тяготах морской работы. Мысль эта постоянно развивается и усили вается в произведениях последующих по колений маринистов. У К. Станюковича и А. Новикова-Прибоя именно труд моряка, его жизнь, полная «неустанной работы», становится основным содержанием их творчества. Не случайно любимый герой К. Станюковича, олицетворяющий собой тип русского моряка,— простой подневоль ный матрос, выходец, как правило, из кре постных крестьян, и он уже по натуре сво ей, по духу — неутомимый труженик. Мо ряки А. Новикова-Прибоя — представители не только крестьянства, а и другого трудо вого класса — пролетариата. Правда, в своем отношении к морскому труду и его влиянию на формирование ха рактера человека, попавшего на море, А. Новиков-Прибой пошел дальше К. Ста нюковича. В романе «Соленая купель» он попытался художественно доказать, что трудовой процесс может активно воздей ствовать на духовный ми|з человека и даже перерождать его. Пройдя через горнило морской работы, главный герой романа сеяшежіик Лутатчнм, волею случая попав ший на корабль, совершающий переход из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2