Сибирские огни, 1981, № 9
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭПОСА 169 Психологически точно, ярко, образно передана тоска Сулдема по родине: «Над Кобдо одна за другой летали стаи пере летных птиц, и Сулдем неотрывно следил за ними. Путь их лежал в Туву, в долину Улуг-Хема, к Барыку, на озеро Каак... Не исчислимые стаи птиц тянулись к северу. И эти журавли туда держат путь. И эти гуси. Сулдем представил себя птицей с.пе ребитыми крыльями, отставшей от стаи. В ушах его свист птичьих крыльев мешал ся с шумом волн Улуг-Хема. Он видел пе ред собою синие горы Тувы, видел, как струится марево над ковыльной степью Барыка, Словно во сне виделось все это. Почему во сне? Есть такой край -— голу бая Тува! Есть! Он поймал себя на мысли, что никогда прежде не примечал красоты родной земли. Отсюда, издалека, она представлялась в тысячу раз милей и до роже. «Мой Улуг-Хем! Моя Тува! Не могу я тебя забыть... Хоть ползком, но добе русь до тебя...» — мысленно повторял он, провожая улетающих птиц». Новый характер историзма выражен в «Улуг-Хеме неугомонном» в органическом слиянии эпических и лирических начал повествования. Эту особенность художест венного метода писателя можно заметить особенно в его умении включать в эпиче ское повествование глубоко лирические описания природы. Наиболее ярко выра жена в романе тема реки. Необходимо от метить, что эта тема в тувинской литера туре стала традиционным приемом поэти зации реалистического повествования. Еще в романе «Слово арата» С. Тока в глубоко задушевном описании родной ре ки Мерген, впадающей в Каа-Хем, в один из истоков могучего Улуг-Хема (Енисея), содержится поэтический подтекст. Это размышление о жизни маленького народа, который обрел силу, объединившись с ве ликим русским народом. Этот мотив на ходит глубокое переосмысление и в ро мане «Улуг-Хем неугомонный». Тема ре ки, выраженная в названии трилогии и в лирических вступлениях и заключениях, обрамляя каждый том, выступает поэтиче ским лейтмотивом произведения Кудажи. В основе этого сравнения Улуг-Хема с жизнью народа лежит принцип одушевле ния и очеловечивания природы. Органическое слияние народно-поэти ческого мышления и новой литературной традиции, которое мы наблюдаем в рома не Кудажи, характеризует своеобразие его творческого метода. Черты мифологиче ского сознания в тесном взаимодействии с реалистическим стилем повествования определяют особенности историзма худо жественной мысли автора. Широкое включение обрядовых цере моний, обычаев, этнографических деталей вызвано необходимостью охарактеризо вать героев -и их взаимоотношения во всей национальной неповторимости. В гла ве о празднике шагаа1 дана интересная классовая характеристика простых аратов и богачей. Карнавальный характер данно го праздника, когда все люди становятся равными и могут действовать свободно и безнаказанно, позволяет одному из героев романа Саванды бросить вызов богачу Мангыр-чейзену. Во время празднования шагаа в старой феодальной Туве сущест вовал такой обычай,— бардамнаар, т. е. лю бой человек, придя в какую-нибудь юрту (чаще всего богатую), демонстративно на чинает есть все, чем его угостят, и если он покажет вид, что не наелся, то хозяина юрты ожидает большой позор на всю ок ругу. Саванды в романе публично съедает большой котел жирного супа, предназна ченный для всех гостей, и этим самым поднимает на смех жадного Мангыр-Чей- зена. Кудажи удается воспроизвести этот эпизод правдиво, с большим комизмом. Так он художественно мотивированно по казывает как бы еще одну стихийную форму социального протеста. Жанровый синкретизм, который наблю дается в тувинском героическом эпосе и сказках, сохраняется, как видим, и в про изведениях тувинской литературы. В рома не «Улуг-Хем неугомонный» цроме введе ния целых фольклорных жанров (легенды, предания, народные и обряДовые песни, благопожелания, скороговорки) автор ис пользует также и изобразительно-выра зительные средства, пословицы, поговор ки («человек человека хитрее, соболь со боля чернее», «в одном котле головы двух кошар не поместятся»), сравнения («белая, как яйцо, юрта», «рыжее солнце, похожее на лисью шапку») и др. Роман Кудажи — своего рода эпос но вого времени, в котором воспроизведен обобщенный образ тувинского народа. Частная жизнь героя в романе тесно свя зана с историей народа. Эти особенности произведения Кудажи приближают его к жанру романа-эпопеи. Более определенно о романе «Улуг-Хем неугомонный» можно говорить, разумеется, только после выхо да его третьей книги. Однако, с точки зре ния затронутой нами проблемы историз ма, произведение Кудажи представляет именно тот тип романа, который, по опре делению А. Чичерина, «перерос свои обычные, внутренние и внешние масшта бы», т. е. роман-эпопею. 1 Ш а г а а — новогодний праздник по календарю, основанному на двенадцатилетнем животном цикле (середина февраля). ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2