Сибирские огни, 1981, № 9

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭПОСА 169 Психологически точно, ярко, образно передана тоска Сулдема по родине: «Над Кобдо одна за другой летали стаи пере­ летных птиц, и Сулдем неотрывно следил за ними. Путь их лежал в Туву, в долину Улуг-Хема, к Барыку, на озеро Каак... Не­ исчислимые стаи птиц тянулись к северу. И эти журавли туда держат путь. И эти гуси. Сулдем представил себя птицей с.пе­ ребитыми крыльями, отставшей от стаи. В ушах его свист птичьих крыльев мешал­ ся с шумом волн Улуг-Хема. Он видел пе­ ред собою синие горы Тувы, видел, как струится марево над ковыльной степью Барыка, Словно во сне виделось все это. Почему во сне? Есть такой край -— голу­ бая Тува! Есть! Он поймал себя на мысли, что никогда прежде не примечал красоты родной земли. Отсюда, издалека, она представлялась в тысячу раз милей и до­ роже. «Мой Улуг-Хем! Моя Тува! Не могу я тебя забыть... Хоть ползком, но добе­ русь до тебя...» — мысленно повторял он, провожая улетающих птиц». Новый характер историзма выражен в «Улуг-Хеме неугомонном» в органическом слиянии эпических и лирических начал повествования. Эту особенность художест­ венного метода писателя можно заметить особенно в его умении включать в эпиче­ ское повествование глубоко лирические описания природы. Наиболее ярко выра­ жена в романе тема реки. Необходимо от­ метить, что эта тема в тувинской литера­ туре стала традиционным приемом поэти­ зации реалистического повествования. Еще в романе «Слово арата» С. Тока в глубоко задушевном описании родной ре­ ки Мерген, впадающей в Каа-Хем, в один из истоков могучего Улуг-Хема (Енисея), содержится поэтический подтекст. Это размышление о жизни маленького народа, который обрел силу, объединившись с ве­ ликим русским народом. Этот мотив на­ ходит глубокое переосмысление и в ро­ мане «Улуг-Хем неугомонный». Тема ре­ ки, выраженная в названии трилогии и в лирических вступлениях и заключениях, обрамляя каждый том, выступает поэтиче­ ским лейтмотивом произведения Кудажи. В основе этого сравнения Улуг-Хема с жизнью народа лежит принцип одушевле­ ния и очеловечивания природы. Органическое слияние народно-поэти­ ческого мышления и новой литературной традиции, которое мы наблюдаем в рома­ не Кудажи, характеризует своеобразие его творческого метода. Черты мифологиче­ ского сознания в тесном взаимодействии с реалистическим стилем повествования определяют особенности историзма худо­ жественной мысли автора. Широкое включение обрядовых цере­ моний, обычаев, этнографических деталей вызвано необходимостью охарактеризо­ вать героев -и их взаимоотношения во всей национальной неповторимости. В гла­ ве о празднике шагаа1 дана интересная классовая характеристика простых аратов и богачей. Карнавальный характер данно­ го праздника, когда все люди становятся равными и могут действовать свободно и безнаказанно, позволяет одному из героев романа Саванды бросить вызов богачу Мангыр-чейзену. Во время празднования шагаа в старой феодальной Туве сущест­ вовал такой обычай,— бардамнаар, т. е. лю­ бой человек, придя в какую-нибудь юрту (чаще всего богатую), демонстративно на­ чинает есть все, чем его угостят, и если он покажет вид, что не наелся, то хозяина юрты ожидает большой позор на всю ок­ ругу. Саванды в романе публично съедает большой котел жирного супа, предназна­ ченный для всех гостей, и этим самым поднимает на смех жадного Мангыр-Чей- зена. Кудажи удается воспроизвести этот эпизод правдиво, с большим комизмом. Так он художественно мотивированно по­ казывает как бы еще одну стихийную форму социального протеста. Жанровый синкретизм, который наблю­ дается в тувинском героическом эпосе и сказках, сохраняется, как видим, и в про­ изведениях тувинской литературы. В рома­ не «Улуг-Хем неугомонный» цроме введе­ ния целых фольклорных жанров (легенды, предания, народные и обряДовые песни, благопожелания, скороговорки) автор ис­ пользует также и изобразительно-выра­ зительные средства, пословицы, поговор­ ки («человек человека хитрее, соболь со­ боля чернее», «в одном котле головы двух кошар не поместятся»), сравнения («белая, как яйцо, юрта», «рыжее солнце, похожее на лисью шапку») и др. Роман Кудажи — своего рода эпос но­ вого времени, в котором воспроизведен обобщенный образ тувинского народа. Частная жизнь героя в романе тесно свя­ зана с историей народа. Эти особенности произведения Кудажи приближают его к жанру романа-эпопеи. Более определенно о романе «Улуг-Хем неугомонный» можно говорить, разумеется, только после выхо­ да его третьей книги. Однако, с точки зре­ ния затронутой нами проблемы историз­ ма, произведение Кудажи представляет именно тот тип романа, который, по опре­ делению А. Чичерина, «перерос свои обычные, внутренние и внешние масшта­ бы», т. е. роман-эпопею. 1 Ш а г а а — новогодний праздник по календарю, основанному на двенадцатилетнем животном цикле (середина февраля). ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2