Сибирские огни, 1981, № 9
3. САМДАН 168 щении с людьми, становятся главными ор ганизаторами революционного движения. Критика отмечала, что мотив конокрад ства у Кудажи получил романтизирован ную трактовку. В целом реалистические образы Буяна, Когела, Онзулака, Хаспаа- жика в некоторых местах идеализированы и напоминают неуязвимых фольклорных богатырей. Глубоко правдиво воспроизведен в про изведении Кудажи образ старика Сулдема. Смерть детей, ранение, полученное на кобдинокой войне в далекой Монголии, долгая разлука с родными, трагический исход свадьбы Буяна, поджог дома Сос- кара, смерть невестки — все эти жестокие удары судьбы старик Сулдем переносит мужественно и выходит из этого жизнен ного поединка не сломленным, а мораль но окрепшим. Трудолюбие, глубокая лю бовь к детям, несгибаемость и оптимизм духа, свойственные Сулдему, составляют черты национального характера. Из образов классовых врагов наиболее интересен в романе, пожалуй, образ Ман- гыр-Чейзена. В обращении со своими под данными Мангыр-Чейзен высокомерен и жесток, с мелкими чиновниками жаден и властолюбив, с конкурентами обходителен и изворотлив. Мангыр-Чейзен любит хо рошо поесть, выпить, потешиться над сла быми, он же инициатор всякого рода празднеств, гуляний, групповой охоты и т. д. Между тем он не предается долго беззаботному времяпрепровождению, а постоянно обдумывает планы расширения и обогащения своих владений. Хитрость и ум Мангыр-Чейзена автор передает через его умение извлекать ог ромную пользу из каждой мелочной услу ги, оказанной своим подданным. Каждый год он периодически собирает и отправ ляет поочередно в разные стороны с из вестной целью своих охотников, кайгалов и купцов. Вот только удивительно, что вся мощь и сила барыкского правителя, врага сильного, хитрого, по мере нарастания ре волюционного подъема народа начинает закатываться с поразительной быстротой, почти без всякого сопротивления. В целом в романе дана широкая гале рея типичных образов людей прежней Тувы. Но не все они получили законченное и глубокое раскрытие. Так, например, с целью индивидуализации характеров вто ростепенных героев Кудажи приводит в романе противоречивый образ Саванды, который, к сожалению, мало способствует раскрытию других характеров, а наобо рот, несколько замедляет развитие дейст вия. Статичен в романе образ Хойлар- оола, среднего сына Сулдема. Интересная сюжетная линия Суузунмы обрывается в самом начале романа. Образ Анай-Кара местами идеализирован. Например, поч ти фантастично ее воскрешение после то го, как она бросилась в ледяную воду Улуг-Хема. Роман Кудажи воспроизводит и образы исторических личностей (нойон Буян-Ба- дыргы, Чамзы-Камбы и Дактан-Камбы — главари двух чаданских монастырей, цар ские чиновники Григорьев, Турчанинов, партизанские командиры Щетинкин и Кравченко). Многие сюжетные линии в романе — угон лошадей у китайцев, коб- динское сражение, революционная борьба аратов вместе с партизанами — основаны на фактических событиях из истории Тувы. То, что Кудажи удалось построить много плановый сюжет и дать точную оценку времени, выбрать те события, которые наиболее полно способствуют выявлению характеров, уже определяет историзм его романа. Вооссоздать историческую эпоху в определенных, живых и типичных обра зах — задача нелегкая. С этой задачей ав тор «Улуг-Хема неугомонного» в целом справился. На основе исторических доку ментов, осмысленных с позиций марксист ского мировоззрения, писатель смог правдиво рассказать об эпохе. Однако в некоторых местах, особенно во втором то ме романа, обилие исторических фактов и имен тормозит повествование, не получа- еі конкретного, обстоятельного раскрытия в художественных образах. В раскрытии образов Кудажи часто ис пользует такие художественные средства, как прием контраста, свойственный тувин скому фольклору. Это можно наблюдать, например, в характеристике Анай-Кара и Ончатпаы: «...Прошлым летом не мог Буян наглядеться на оюнаровскую красавицу, с которой Чудурукпай разъезжал. Вот уж нашел кем любоваться! Да эта Ончатпаа в подметки не годится Анай-Кара, Конечно, дочка Опая хороша собой, но красота ее вся поверху, как звенящий колокольчик. Невеста Чудурукпая 4 - распустившийся цве ток поздней осени, а Кара... Кара — еще не раскрывшийся горный пион». Приверженность Кудажи к цветовой символике была отмечена еще в названии томов его трилогии (черный, красный, зеле ный). Атмосфера революционной одухотво ренности трудового народа и внутреннее смятение класса эксплуататоров, напри мер, условно передана в противопо ставлении двух цветов — красного и чер ного; «Никогда прежде не замечали, сколько красного цвета вокруг. Камни священного Бай-Дата — красные. Земля вокруг — тоже красная. При ярком солн це и травы приобретают красноватый от лив, и бурные скалы Куу-Дага краснеют. Восходящее солнце — ало. Лица аратов — румяны от счастья и радости. И всюду, где ни соберутся люди,— красные знаме на! А для Мангыр-Чайзена у всего мрач ные оттенки. Камни и земля священной горы — черные. Травы на его лугах — черные. И солнце над Барыком кажется ему зловеще черным...» Наряду с традиционными изобразитель но-выразительными средствами Кудажи развивает в своем романе также принци пы художественного анализа. Так, углуб ление принципа историзма проявляется в умении автора создавать с помощью ху дожественного вымысла глубоко правди вое описание физического и душевного состояния человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2