Сибирские огни, 1981, № 9

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭПОСА 167 «В далеком вале», Д. Батожабая «Похи­ щенное счастье». К. Кудажи широко опирается на опыт своих предшественников. Так, в его рома­ не успешно сочетается активная классовая нацеленность «Слова арата» с лиризмом и народностью «Повести о светлом мальчи­ ке». Роман Кудажи — первое крупномас­ штабное историко-революционное повест­ вование, значительный шаг в развитии ху­ дожественного историзма тувинской лите­ ратуры. Основное содержание трилогии автор обозначает символически. Оно передано в названии томов романа. Первый том — «черный том» — повесть о дореволюци­ онной жизни народа, второй том — «крас­ ный том» — рассказ о революционной борьбе аратов, и третий — «зеленый том» — о жизни народа в годы народной власти и строительства социализма. Первые две части романа Кудажи, работа над ко­ торыми завершена, воссоздают историче­ скую эпоху начала XX в.— национально- освободительное движение (1912), борьбу тувинского народа против маньчжуро-ки­ тайского ига, закончившуюся победой на­ родной революции и образованием Ту­ винской Народной Республики (1921). Многообразны типы представителей со­ циальных слоев населения, верно и сочно выписаны классовая, национальная и ин­ дивидуальная характеристики. Повест­ вование постепенно расширяется от замк­ нутого мира одной семьи, одного сумона, оно раздвигается, расширяется, идет к широкому охвату жизни целых хошунов бывшей Тувы, охватывает события сосед­ ней Монголии. Все это придает роману Кудажи эпический масштаб. Писатель до­ бивается этого посредством сложной мно­ гоплановой композиции и введения не­ скольких сюжетных линий. Художествен­ ный мир романа отличается целостностью, законченностью. Повествование сконцент­ рировано на показе жизни одной семьи. Это судьба семьи многодетного арата Сулдема. Автобиографические произве­ дения С. Тока и С. Сарыг-оола тоже вос­ производили жизнь одной семьи (напри­ мер, семья Тас-Баштыг), но доминировала в них сюжетная линия лирического героя, а остальные образы были эпизодическими. В романе Кудажи «Улуг-Хем неугомон­ ный» развернуто несколько самостоятель­ ных сюжетных линий. Жизнь каждого из сыновей Сулдема показана в сложных пе­ реплетениях их индивидуальных судеб, раскрыта через участие в социальных конфликтах эпохи. Нужда заставляет Сулдема отдать своих детей в батраки разным богачам. Сыновья Сулдема Буян и Хойлар-оол — табунщики местного бая Мангыр-Чейзена. Соскар ра­ ботает у русского купца Домогацких, дочь Суузунмаа служит у китайского купца. Эти взаимоотношения последовательно раз­ вивают образы героев, углубляя характер социальных коллизий. Классовый конфликт развивается с на­ чала романа — со столкновения Сулдема с Мангыр-Чейзеном на охоте и состязания их сыновей Буяна и Чудурукпая в детской игре. Действие постепенно разрастается до вооруженного столкновения двух враж­ дебных лагерей. При этом автор преодо­ лел условность мотивировок в показе ре­ волюционного подъема народа, свойствен­ ную произведениям предыдущих лет. Ку­ дажи художественно исследует процесс становления классового самосознания ара­ тов. В первой книге, например, борьба аратов против внешних врагов, маньчжу­ ро-китайских поработителей, от стихийных форм — грабежа и разрушения китайских факторий, в которых принимают участие и местные феодалы,— переходит в массо­ вое восстание аратов. Жестокая расправа местных феодалов над восставшими и усиление народного гнева против угнета­ телей — такова развязка первой книги. Художественную структуру второго тома определяет классовый конфликт, ведущий к победе народной революции. Внутри­ классовый конфликт между самими экс­ плуататорами (Мангыр-Чейзен — Домогац­ ких, Домогацких — Турчанинов, Мангыр- Чейзен — Хорек-бошка) правдиво харак­ теризует моральный, духовный кризис верхов, что является одним из несомнен­ ных достоинств романа. Главный герой романа Буян во многом близок лирическим героям С. Тока и С. Сарыг-оола. В его духовной эволюции, нравственном прозрении Кудажи показы­ вает рост самосознания простого арата, прошедшего путь от стихийного бунтаря до сознательного борца за дело народа. Об- Раз_ Буяна динамичен, многогранен. Об­ щий любимец семьи, отличающийся от своих братьев независимым и гордым ха­ рактером, смелый и находчивый, Буян ста­ новится врагом правителя Мангыр-Чейзена и его сына Чудурукпая. Их взаимоотноше­ ния осложнены любовью к девушке Анай- Кара. Коллизия между Буяном, Чудурук- паем и Анай-Кара — одна из основных в романе. Определенное влияние на формирова­ ние классового самосознания Буяна ока­ зывают в романе, с одной стороны, табун­ щики Когел, Онзулак и Хаспаажик, а с другой стороны, — батраки Семена До­ могацких Губанов и Жуланов. Тра­ диционная тема тувинской литерату­ ры — показ братских отношений ту­ винских и русских трудящихся, наиболее четко обозначенная в романах «Слово арата» С. Тока и «Судьба женщины» М. Ке- нин-Лопсана, — в «Улуг-Хеме неугомон­ ном» образует самостоятельную сюжетную линию, через которую К. Кудажи углуб­ ляет разработку данной темы. Угон лошадей у баев — одна из стихий­ ных форм социального протеста в произ­ ведениях Тока, Сарыг-оола, Сюрюн-оола>. Этот мотив не обойден и в романе Куда­ жи. Взаимоотношения Буяна с табунщи­ ками Мангыр-Чейзена приводят его к уча­ стию в угоне скота — сначала у местных баев, а затем из соседних хошунов. Эта линия расширяет событийные рамки ро­ манного повествования. Табунщики, на­ ходясь в постоянном передвижении и об

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2