Сибирские огни, 1981, № 9
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭПОСА 167 «В далеком вале», Д. Батожабая «Похи щенное счастье». К. Кудажи широко опирается на опыт своих предшественников. Так, в его рома не успешно сочетается активная классовая нацеленность «Слова арата» с лиризмом и народностью «Повести о светлом мальчи ке». Роман Кудажи — первое крупномас штабное историко-революционное повест вование, значительный шаг в развитии ху дожественного историзма тувинской лите ратуры. Основное содержание трилогии автор обозначает символически. Оно передано в названии томов романа. Первый том — «черный том» — повесть о дореволюци онной жизни народа, второй том — «крас ный том» — рассказ о революционной борьбе аратов, и третий — «зеленый том» — о жизни народа в годы народной власти и строительства социализма. Первые две части романа Кудажи, работа над ко торыми завершена, воссоздают историче скую эпоху начала XX в.— национально- освободительное движение (1912), борьбу тувинского народа против маньчжуро-ки тайского ига, закончившуюся победой на родной революции и образованием Ту винской Народной Республики (1921). Многообразны типы представителей со циальных слоев населения, верно и сочно выписаны классовая, национальная и ин дивидуальная характеристики. Повест вование постепенно расширяется от замк нутого мира одной семьи, одного сумона, оно раздвигается, расширяется, идет к широкому охвату жизни целых хошунов бывшей Тувы, охватывает события сосед ней Монголии. Все это придает роману Кудажи эпический масштаб. Писатель до бивается этого посредством сложной мно гоплановой композиции и введения не скольких сюжетных линий. Художествен ный мир романа отличается целостностью, законченностью. Повествование сконцент рировано на показе жизни одной семьи. Это судьба семьи многодетного арата Сулдема. Автобиографические произве дения С. Тока и С. Сарыг-оола тоже вос производили жизнь одной семьи (напри мер, семья Тас-Баштыг), но доминировала в них сюжетная линия лирического героя, а остальные образы были эпизодическими. В романе Кудажи «Улуг-Хем неугомон ный» развернуто несколько самостоятель ных сюжетных линий. Жизнь каждого из сыновей Сулдема показана в сложных пе реплетениях их индивидуальных судеб, раскрыта через участие в социальных конфликтах эпохи. Нужда заставляет Сулдема отдать своих детей в батраки разным богачам. Сыновья Сулдема Буян и Хойлар-оол — табунщики местного бая Мангыр-Чейзена. Соскар ра ботает у русского купца Домогацких, дочь Суузунмаа служит у китайского купца. Эти взаимоотношения последовательно раз вивают образы героев, углубляя характер социальных коллизий. Классовый конфликт развивается с на чала романа — со столкновения Сулдема с Мангыр-Чейзеном на охоте и состязания их сыновей Буяна и Чудурукпая в детской игре. Действие постепенно разрастается до вооруженного столкновения двух враж дебных лагерей. При этом автор преодо лел условность мотивировок в показе ре волюционного подъема народа, свойствен ную произведениям предыдущих лет. Ку дажи художественно исследует процесс становления классового самосознания ара тов. В первой книге, например, борьба аратов против внешних врагов, маньчжу ро-китайских поработителей, от стихийных форм — грабежа и разрушения китайских факторий, в которых принимают участие и местные феодалы,— переходит в массо вое восстание аратов. Жестокая расправа местных феодалов над восставшими и усиление народного гнева против угнета телей — такова развязка первой книги. Художественную структуру второго тома определяет классовый конфликт, ведущий к победе народной революции. Внутри классовый конфликт между самими экс плуататорами (Мангыр-Чейзен — Домогац ких, Домогацких — Турчанинов, Мангыр- Чейзен — Хорек-бошка) правдиво харак теризует моральный, духовный кризис верхов, что является одним из несомнен ных достоинств романа. Главный герой романа Буян во многом близок лирическим героям С. Тока и С. Сарыг-оола. В его духовной эволюции, нравственном прозрении Кудажи показы вает рост самосознания простого арата, прошедшего путь от стихийного бунтаря до сознательного борца за дело народа. Об- Раз_ Буяна динамичен, многогранен. Об щий любимец семьи, отличающийся от своих братьев независимым и гордым ха рактером, смелый и находчивый, Буян ста новится врагом правителя Мангыр-Чейзена и его сына Чудурукпая. Их взаимоотноше ния осложнены любовью к девушке Анай- Кара. Коллизия между Буяном, Чудурук- паем и Анай-Кара — одна из основных в романе. Определенное влияние на формирова ние классового самосознания Буяна ока зывают в романе, с одной стороны, табун щики Когел, Онзулак и Хаспаажик, а с другой стороны, — батраки Семена До могацких Губанов и Жуланов. Тра диционная тема тувинской литерату ры — показ братских отношений ту винских и русских трудящихся, наиболее четко обозначенная в романах «Слово арата» С. Тока и «Судьба женщины» М. Ке- нин-Лопсана, — в «Улуг-Хеме неугомон ном» образует самостоятельную сюжетную линию, через которую К. Кудажи углуб ляет разработку данной темы. Угон лошадей у баев — одна из стихий ных форм социального протеста в произ ведениях Тока, Сарыг-оола, Сюрюн-оола>. Этот мотив не обойден и в романе Куда жи. Взаимоотношения Буяна с табунщи ками Мангыр-Чейзена приводят его к уча стию в угоне скота — сначала у местных баев, а затем из соседних хошунов. Эта линия расширяет событийные рамки ро манного повествования. Табунщики, на ходясь в постоянном передвижении и об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2