Сибирские огни, 1981, № 9
3, Самдан ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭПОСА Внимание всесоюзного читателя в свое время привлекла книга тувинского писате ля С. Тока «Слово арата», отмеченная Го сударственной премией. Трилогия «Слово арата» ознаменовала рождение художе ственной прозы тувинского народа, не имевшего раньше письменности. • Традицию автобиографического повест вования, характерную для новописьмен ных литератур, продолжил и другой осно воположник тувинской литературы С. Са- рыг-оол, новый этап развития реализма в тувинской литературе был связан с его «Повестью о светлом мальчике». Истори ческая дилогия С. Сарыг-оола отличается поэтической образностью, взволнован ностью, лиризмом. Однако после этого в тувинской прозе наступило некоторое затишье. Разумеется, перерыв вовсе не означал, что развитие национальной литературы приостанови лось, затормозилось, наоборот, оно про должалось, проза набиралась опыта, накапливала силы для дальнейшего станов ления. 60—70-е годы — это период напря женных поисков, время новых литератур но-художественных и эстетических обре тений. Проза на рубеже 60-х и 70-х годов обо гатилась новыми достижениями. Это прежде всего произведения историко-рево люционного жанра — повесть С. Сюрюн- оола «Глухая речка», роман М. Кенин- Лопсана «Судьба женщины», два тома романа К. Кудажи «Улуг-Хем неугомонный». Появились также повести и романы о со временности, поднимающие острые нрав ственно-этические проблемы («Тихий уго лок», «Далекие облака» К. Кудажи, «Не удержимые», «Родные люди» С. Саган-оола, «Клятва матери», «Чей сын?» С. Сюрюн- оола). Названные произведения убедительно свидетельствуют о художественных- дости жениях тувинской прозы, о ее стремлении к лиризму, психологизму, к постановке острых, актуальных проблем современно сти. История и современность — одна из самых важных, насущных проблем, кото рая стоит в центре внимания тувинских прозаиков. В этой связи большой интерес вызвал роман К. Кудажи «Улуг-Хем неугомон ный», который позволяет судить об ос новных тенденциях развития современной тувинской прозы. Участники обсуждения книг тувинских писателей, состоявшегося недавно в прав лении СП РСФСР, справедливо отмечали, что «в тувинской прозе все яснее вырисо вывается тяготение к широкомасштабному охвату народной жизни, к крупнособытий ному развороту повествования, к нара станию психологизма в передаче внутрен него мира человека». Выход двух книг задуманной писателем историко-революционной трилогии «Улуг- , Хем - неугомонный» (1973—1974) стал большим событием культурной жизни Ту вы, На русском языке роман вышел в Ту винском книжном издательстве в 1976 и 1977 годах в переводе А. Китайника. Не будет преувеличением, если окажем, что это произведение определяет сегод няшнее лицо тувинской прозы. Недаром в ходе обсуждения произведений тувинской литературы высказывались предложения о переиздании романа К. Кудажи в цент ральном издательстве. «На мой взгляд,— сказал, например, ли тературный критик В. Кочетков,— роман «Улуг-Хем неугомонный» должен быть от несен к удачам, причем большим удачам, не только тувинской прозы, но и всей советской многонациональной литерату ры... Главный герой романа Буян смело может быть поставлен в один ряд с героя ми того же типа и того же жизненного пути, которыми ныне гордится наша совет- кая проза. С главными героями таких эпо пей, как «Правда кузнеца Игнотаса» А. Гу- дайтиса-Гузявичуса, «Кровь людская — не водица» М. Стельмаха, «На ростанях» Я. Коласа, «К новому берегу» В. Лациса и др.». . К этому следует добавить, что произве дению К. Кудажи в литературах народов Сибири близки романы Н. Доможакова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2