Сибирские огни, 1981, № 9

3, Самдан ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭПОСА Внимание всесоюзного читателя в свое время привлекла книга тувинского писате­ ля С. Тока «Слово арата», отмеченная Го­ сударственной премией. Трилогия «Слово арата» ознаменовала рождение художе­ ственной прозы тувинского народа, не имевшего раньше письменности. • Традицию автобиографического повест­ вования, характерную для новописьмен­ ных литератур, продолжил и другой осно­ воположник тувинской литературы С. Са- рыг-оол, новый этап развития реализма в тувинской литературе был связан с его «Повестью о светлом мальчике». Истори­ ческая дилогия С. Сарыг-оола отличается поэтической образностью, взволнован­ ностью, лиризмом. Однако после этого в тувинской прозе наступило некоторое затишье. Разумеется, перерыв вовсе не означал, что развитие национальной литературы приостанови­ лось, затормозилось, наоборот, оно про­ должалось, проза набиралась опыта, накапливала силы для дальнейшего станов­ ления. 60—70-е годы — это период напря­ женных поисков, время новых литератур­ но-художественных и эстетических обре­ тений. Проза на рубеже 60-х и 70-х годов обо­ гатилась новыми достижениями. Это прежде всего произведения историко-рево­ люционного жанра — повесть С. Сюрюн- оола «Глухая речка», роман М. Кенин- Лопсана «Судьба женщины», два тома романа К. Кудажи «Улуг-Хем неугомонный». Появились также повести и романы о со­ временности, поднимающие острые нрав­ ственно-этические проблемы («Тихий уго­ лок», «Далекие облака» К. Кудажи, «Не­ удержимые», «Родные люди» С. Саган-оола, «Клятва матери», «Чей сын?» С. Сюрюн- оола). Названные произведения убедительно свидетельствуют о художественных- дости­ жениях тувинской прозы, о ее стремлении к лиризму, психологизму, к постановке острых, актуальных проблем современно­ сти. История и современность — одна из самых важных, насущных проблем, кото­ рая стоит в центре внимания тувинских прозаиков. В этой связи большой интерес вызвал роман К. Кудажи «Улуг-Хем неугомон­ ный», который позволяет судить об ос­ новных тенденциях развития современной тувинской прозы. Участники обсуждения книг тувинских писателей, состоявшегося недавно в прав­ лении СП РСФСР, справедливо отмечали, что «в тувинской прозе все яснее вырисо­ вывается тяготение к широкомасштабному охвату народной жизни, к крупнособытий­ ному развороту повествования, к нара­ станию психологизма в передаче внутрен­ него мира человека». Выход двух книг задуманной писателем историко-революционной трилогии «Улуг- , Хем - неугомонный» (1973—1974) стал большим событием культурной жизни Ту­ вы, На русском языке роман вышел в Ту­ винском книжном издательстве в 1976 и 1977 годах в переводе А. Китайника. Не будет преувеличением, если окажем, что это произведение определяет сегод­ няшнее лицо тувинской прозы. Недаром в ходе обсуждения произведений тувинской литературы высказывались предложения о переиздании романа К. Кудажи в цент­ ральном издательстве. «На мой взгляд,— сказал, например, ли­ тературный критик В. Кочетков,— роман «Улуг-Хем неугомонный» должен быть от­ несен к удачам, причем большим удачам, не только тувинской прозы, но и всей советской многонациональной литерату­ ры... Главный герой романа Буян смело может быть поставлен в один ряд с героя­ ми того же типа и того же жизненного пути, которыми ныне гордится наша совет- кая проза. С главными героями таких эпо­ пей, как «Правда кузнеца Игнотаса» А. Гу- дайтиса-Гузявичуса, «Кровь людская — не водица» М. Стельмаха, «На ростанях» Я. Коласа, «К новому берегу» В. Лациса и др.». . К этому следует добавить, что произве­ дению К. Кудажи в литературах народов Сибири близки романы Н. Доможакова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2