Сибирские огни, 1981, № 9
164 э. ШИК отец, мечом добывавший спокойствие. Он радовался силе своей и опыту, которые, приходили к нему: «Ныла нарезанная лес кой рука, но на душе было светло и по койно. Он становился мужчиной, главой и кормильцем семьи. Страшная зима с зеле ными огоньками волчьих глаз в гудящей и стонущей темноте уже не повторится. Он научился ловить рыбу, бить из лука птиц, добывать жирных тарбаганов. Он научится владеть мечом и боевым копьем, станет воином, таким же знаменитым, как его отец Есугей-багатур. Пусть тогда дрожит от страха толстый Таргутай-Кирилтух!» Но не только беспокойное чувство ме сти движет Тэмуджином, он полон, как ему кажется, желания добиваться спокой ствия и сытости для всех других. Но по отношению ко всем другим, даже в дни его горького рабства, сквозит пренебре жительное равнодушие. Хозяин дома, где живет в неволе Тэмуджин, принимает за него побои, но и, это не вызывает в нем чувства благодарности^ «Не будешь, дурак, подставлять за других свою спину!». Все чаще и чаще путь Тэмуджина к хан ству связан с попранием не только его юношеских благородных порывов, ожида ний своих друзей, но и тех качеств, кото рые дают ему право называться челове ком. Сгорбленные спины, молчаливое со гласие со всем, что он провозглашает, ще кочут его самолюбие: он достиг того, чего не могли другие, даже его отец. Первые жертвы жестокости Тэмуджина пугают и его, и людей, его окружающих. «Наступила тишина. Холод страха коснулся сердца Тэмуджина. Ему предстояло пере ступить незримую черту в самом себе. За ней было неведомое. Зато он знал, что бу дет, если не сделает последнего шага, ес ли повернет назад. Его сила утечет, как кумыс из ветхого бурдюка. Преодолевая страх, нетвердым, севшим голосом сказал: — Твое проклятье не падет на мою го лову. Я не пролью и капли крови. — Это звучало оправданием, озлился на себя, крикнул: — Но вы должны умереть! И вы умре те! Нукеры, закатайте их в войлок. Люди ужаснулись его приговору, дрог нули». Итак, незримая черта осталась позади. И еще не раз многие, даже самые близ кие Чингисхану, люди ужаснутся, дрогнут, отойдут от него в будущем, в годы рас цвета его могущества и силы. Теперь уже жестокость, страх людей кажутся ему единственным сдерживающим началом: «Не родство, не дружба удерживают лю дей под одной рукой. Страх. Всели страх в сердце человека, и он твой раб. Страх заставляет покоряться, повиноваться. Кто не боится, тот становится твоим врагом». ' По такому принципу все построено в улусе Чингисхана. Тысячи, сотни, десятки во главе с наиболее опытными и предан ными людьми готовы каждый час бросить ся в бой, но и этого мало: полторы сотни кешиктенов наделены особой властью, охраняя покой хана. Не скупился Чингис хан на подарки и награды им, всячески возвышал над другими, разжигая соперни чество и неприязнь друг к другу в бли жайшем своем окружении. Однако И. Калашников видит во многих государственных актах Чингисхана не толь ко коварство и изворотливость, но и даль новидность, прозорливость, что и было ис точником его могущества. Удивление и не которое недоверие внушает Чингисхану, например, письменность, но он сразу же ставит эту мудрость на службу себе и сво им завоевательским устремлениям: «Ну ну... Заноси: «Я, хан Тэмуджин, сын Есу- гей-багатура, по небесному соизволению взял в руки бразды правления над всеми народами, живущими в войлочных юртах». На серьезные размышления наталкивают и сегодня некоторые из уложений Чингис хана: «Пьяный подобен слепому — ничего не видит, подобен глухому — ничего не слышит, подобен немому — ничего не мо жет сказать. Пьяный забывает то, что знал, ему не сделать того, что умел. Умный ста новится глупым, добронравный — неужив чивым и злым. Пастух, пристрастный к пи тью, теряет стадо, воин — коня и оружие, нойон не может содержать в порядке де ла ни тысячи, гіи сотни, ни десятка. Вино дурманит, лишает разума всех одинако во — харачу и сайда, худого и хорошего. В питье вина нет пользы, нет доблести. Я буду ценить тех, кто не пьет совсем, хвалить, кто пьет не чаще одного раза в месяц, терпеть, кто пьет в месяц дважды, и наказывать, кто пьет больше трех раз в месяц. В походе, перед битвой, перед облавной охотой пить отныне не смеет никто». Но холод власти, одиночество не может обойти мудрого и хитрого правителя. Он рад, что убит шаман, последний из тех, кто мог покуситься на его власть. Теперь он недосягаем, как дерево на отвесной скале, а все-таки дохнуло холодом, даже бли жайшие друзья постепенно замолкают. А Чингисхана еще порою тянет к живым голосам, к обыденной юрте кочевника. Од нако он отъединен от людей: у них своя жизнь, у него — своя. Нет, не могут эти потоки слиться, никогда. Одно лишь остается — походы, сраже ния, завоевания. И ничто не может удер жать его от новых и новых жесткостей. Порою Чингисхана как будто даже не удовлетворяют слабые, малодушные вра ги, но рядом с этими мыслями нет-нет да зарождаются другие: «То, что свершает он, предопределено небом. Оно лишает вра гов ума и мужества, дарует ему великое счастье побеждать, оставаясь непобеди мым». Так писатель приводит своего персонажа на вершину могущества. Ничто, кажется, не способно омрачить его безграничное владычество. И тем не менее читателю все более ясной становится тщетность уст ремлений Чингисхана. Он теряет даже то, что имел и любил всю жизнь, — своих детей, друзей. Джучи, сын Чингисхана, многим по душе своими знаниями и добрым отношением к людям: «Задушить надо было еще в колы бели», — мелькнула мысль у всемогущего отца. Мысль подхвачена — Джучи отрав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2