Сибирские огни, 1981, № 9
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ БЫЛОГО 163 рассматриваться как симбиоз, союз?! Как же в таком случае расценивать пять напа дений золотоордынцев в 1252, 1258, 1281, 1282, 1293? — резонно спрашивает автор романа. Как относиться к неоднократным погромам Курска, Рязани, Мурома, Твер ских земель? Еще более серьезные и вполне справед ливые возражения вызывает теория Л. Н. Гумилева о так называемой «пассионарно- сти» (образование в определенных райо нах мира по неясным космическим и био логическим причинам очагов человеческой активности). К своим антиаргументам В. Чи вилихин на сей раз прибавляет еще и мне ние ведущего исторического журнала: «Своей концепцией этнической истории Л. Н. Гумилев, по существу, оправдывает жестокие завоевания и кровопролитные межэтнические конфликты. В чем же вино ваты Чингисхан, Наполеон или Гитлер и, главное, при чем тут феодальный или ка питалистический строй, если «пассионар ная» активность таких «героев» была вы звана биологическими мутациями, а сами они и поддерживавшие их группы, прово дя завоевательные войны, следовали лишь биогеографическим законам развития мон гольского, французского или германского этносов?»1 Как видим, весьма своеобразные и не обычные для художественного произведе ния приемы работы с документами ис пользует В. Чивилихин в своем романе-эссе «Память», что, несомненно, расширяет воз можности исторического повествования, делает его стилевую палитру богаче и многообразнее. Рассмотрен всего лишь один из многих возможных путей осмысления, обобщения и типизации подлинных фактов и событий прошлого, но при этом убеждаешься, как многое избранный путь определил и в сти ле, и в соотношении подлинного, докумен тального с «угадыванием» перспективы, а в конечном итоге — в раскрытии истори ческой правды, т. е. в реализации принци па историзма. При всей важности постижения фактов, событий, документов, научных, архивных и других свидетельств эпохи для историче ского романиста, определения своего ав торского взгляда на изображаемую дейст вительность, особо все-таки надо выделить еще один важнейший аспект художествен ного раскрытия любой исторической эпо хи — психологизм, психологический ана лиз, т. е. постижение внутреннего мира че ловека в сложном взаимодействии со всем, что его окружает, что определяет его са мосознание. Именно в этом ключ, позво ляющий художнику наиболее полно по стичь социальную действительность той или иной эпохи, важнейшие ее качества. Многие страницы книги В. Чивилихина посвящены Чингисхану, писателем собран большой документальный материал для характеристики этой личности. Здесь и сти хи неизвестного монгольского поэта XIII 1 В. И. К о з л о в . О биолого-географической концепции этнической истории. «Вопросы истории», 1974, № 12, с. 83. 11* века «Сказание об Аргасуне-хуурчи», глав ная мысль которых сводится к тому, что великий завоеватель равнодушен к судь бам своего народа; здесь и свидетельства людей, знавших Чингисхана; и записи пер сидского историка Рашида-ад-Дина; и оцен ка деятельности Чингисхана нашими со временниками — ученым Д. Дашдаваа, се кретарем МНРП Б. Лхамсуреном, отметив шим в 1963 году, что «деятельность Чин гисхана в первый период его правления соответствовала объективно - историческо му процессу объединения монгольских племен, образованию единого монгольско го государства... Но в дальнейшем, когда Чингисхан перешел на путь завоеваний и грабежа чужих стран и народов, его дея тельность приобрела реакционный харак тер»1. Приводятся в романе и факты иного по рядка: весной 1980 года в Китае с помпой было отмечено 753-летие со дня смерти Чингисхана. Пышные шествия, пафосные речи, возлияние вина и молока на копье завоевателя вселенной. Все эти документы и факты, безусловно, раскрывают концепцию писателя, собст венное авторское отношение к Чингисхану и его походам. Материал этот мог бы стать прочной основой для художественно го портрета Чингисхана, но такую задачу В. Чивилихин, по всей видимости, и не ста вил перед собой при создании романа «Память». Для него было вполне достаточ ным публицистическое решение этого об раза. И. Калашников в романе «Жестокий век» идет путем глубинного и обстоятельного ан'ализа внутреннего мира своих героев и прежде всего Чингисхана. У И. Калашни кова был предшественник — В. Ян, кото рый впервые обратился к сложной и очень серьезной теме в историческом романе — бесперспективность деятельности даже крупной исторической личности, если ее усилия противоречат чаяниям челрвече- ства, если усилия ее направлены на грабе жи и уничтожение целых народов. Не отменил, конечно, И. Калашников своим романом художественных итогов В. Яна, он их углубил, более обстоятельно аргументировал как новым историческим материалом, так и тщательным исследова нием внутреннего мира героя, раскрыв его в движении и развитии на большом исто рическом фоне народной жизни. Характер Чингисхана дан в движении, судьба его прослеживается на протяжении всей жизни и тем убедительнее духовный крах завоевателя на краю жизни. Четко разграничен роман: первая книга — «Го нимые», вторая — «Гонители». Нелегкие испытания выпадали на долю Тэмуджина с самого раннего детства: по знал он и голод, и несправедливость, и рабство. Порою отчаяние охватывало юно го наследника рано погибшего отца-бага- тура: «Люди? Нет людей! Есть только мы и волки, готовые сожрать нас». Тэмуджин полон стремлений стать та ким же уважаемым человеком, как его 1 «Наш современник», 1980, № 9, с. 23.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2