Сибирские огни, 1981, № 9
?62 Э. ШИК шееся — случилось. История не знает перепроверки событий своих, и мы, по томки, — чаще всего одну из' многих воз можностей, случайную и часто не лучшую, принимаем за необходимость, за един ственное, неизбежное решение». В. Чивилихин не только предполагает, не только исследует возможные повороты ис тории. Он в своем романе на основе ог ромного фактического материала опро вергает давно сложившиеся исторические стереотипы, тщательно аргументирует свою точку зрения на те или иные события, фак ты, приоткрывает завесу неизвестности пе ред малоизученными фактами истории. Вот как, к примеру, ведется рассказ об осаде Торжка и Козельска. Прежде всего романист основательно выверяет количест во сабель, приведенных Вату и его про славленным полководцем Субудаем на Русь. Разные источники содержат весьма противоречивые сведения на этот счет. Одни называют цифру 139 тысяч, другие доводят ее до полумиллиона. Писатель, анализируя эти документы, а главное — обстановку похода, приходит к иному вы воду, который кажется вполне обоснован ным: «Краевед Василий Николаевич Соро кин, великолепно знающий местную ста рину, водит по Козельску бесчисленные экскурсии, рассказывая о полумиллионной армии врага, семь неделі. беспрерывно штурмовавшей город. Когда я его спро сил, откуда эта цифра, он показал мне ис торическое сочинение, в котором она дей ствительно названа. Пригласив его на мост, я попросил взглянуть и вообразить, как могли тут стоять в течение почти двух ме сяцев полмиллиона людей, и не менее миллиона лошадей. За этот срок каждый воин должен был съесть минимум одного коня, оставшись без приводного, обяза тельного в степном войске. Но чем мог питаться бестравной весенней порой этот постоянно уменьшавшийся, но все равно гигантский табун?.. Сорокин развел рука ми. — Мы уже подробно говорили о началь ной численности орды Субудая — на гра ницах Руси в ноябре 1237 года появилось около тридцати тысяч степных воинов». Когда фактическая основа исчерпывает ся актором, он прибегает к извечному праву художника, к творческому вымыслу, прямо и открыто сообщая об этом своему собеседнику — «Любознательному Чита телю». И факты, и свидетельства очевид цев, и исторические документы вместе с авторским домыслом, касающимся подроб ностей событий, психологического состоя ния подлинных исторических лиц, выно сятся на суд читателя. Нередко' касается В. Чивилихин и художественных произве дений на родственную тему, в которых есть, на его взгляд, неточные сведения о том или ином событии. Так, к романам В. Яна, полагает В. Чивилихин, необходимо сделать серьезные исторические примеча ния об обороне Торжка, Селигерском пу ти, дальнейшем маршруте Орды, о количе стве войска у Субудая. За книгой И. Калашникова «Жестокий век» тоже угадывается огромная исследо вательская работа по изучению эпохи та таро-монгольского нашествия. Но за пре делами читательского внимания здесь, в отличие от романа В. Чивилихина, остается самый процесс изучения и сопоставления источников, не декларирует И. Калашников своего согласия или несогласия с теми или иными трудами. В. Чивилихин делает достоянием Любо знательного Читателя не только конечный результат, но и самый процесс познания и художественной трансформации фактов. Он демонстрирует секреты своей пи сательской, творческой лаборатории. Мы становимся, таким образом, свидетелями таинственного процесса переплавления фактов, документов, подлинных событий в художественные образы. Больше того, самый процесс познания, постижения далекого исторического прош лого составляет как бы дополнительный сюжет произведения. И, надо сказать, что он, несомненно, захватывает читателя, он придает повествованию ощутимую дина мичность, убедительность и прямую со звучность с днем сегодняшним. Автор на многих примерах наглядно демонстрирует' неразрывную связь времен, уместными при этом оказываются и прямые публици стические отступления, размышления и свидетельства. Обратимся к страницам, где писатель полемизирует с автором ряда историче ских исследований о татаро-монгольском нашествии Л. Н. Гумилевым. Речь идет об уже упоминавшейся книге «В поисках вы мышленного царства» и статье того же ав тора на эту тему, а также о книге В. В. Кар- галова «Внешнеполитические факторы раз вития феодальной Руси». Как не оспорить здесь еще раз реплику О. Чиладзе о том, что писатель в истори ческом романе «не говорит ничего нового, он лишь по-новому говорит старое». Да, у художника и историка свои специфиче ские задачи. Но послушаем В. Чивилихина: что делать писателю, если «тема, какую он избрал, в н о в е й ш и х трудах историка поворачивается нежданными сторонами, видится в парадоксальных отдельных ра курсах, постепенно и полностью подменя ющих твои знания о той эпохе совершен но другими, противоположными? Следо вать этой научной новизне, чтобы, как го ворится, не отстать от века, или самому попытаться, опираясь на исторические ис точники и сопоставляя точки зрения спе циалистов, самостоятельно увидеть прош лое?» Вопросы для В. Чивилихина чисто рито рические. Не может автор романа согла ситься с вульгарно - материалистическими объяснениями причин нашествия климати ческими условиями X—XIII веков Да и не нова эта теория, перекочевавшая в моно графию Л. Н. Гумилева из работ Брюккне- ра и Тутковского, объяснявших задолго до Гумилева нашествие кочевых народов за сухами в Великой Степи. И разве не надо спорить с В. В. Каргало- вым, который утверждал, что во второй половине XIII века система взаимоотноше ний между Русью и Золотой Ордой может
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2