Сибирские огни, 1981, № 9
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ БЫЛОГО 161 Не могли мы погибнуть по-доброму — со всеми вместе. Кто же нам теперь ве рить станет!.. И страх объял его (Степана — Э. Ш.) му- <■ жественную душу. Это были плоты с виселицами. На. каж дом плоту торчмя укреплено бревно с большой крестовиной наверху. И на этих крестовинах гроздьями — по двадцать- тридцать — висели трупы. Плотов было много. И плыли они медленно и торжест венно». Это и стало началом конца Разина и его дерзких походов. Теперь все чаще и чаще «беда стояла в глазах у всех», а самого атамана охватывают все более мрачные мысли. <іОн молча скакал... И захотелось вдруг еще и вот что понять: ну, есть страх? Злость? Боль? Жалость?.. Нет, одно какое-то жгучее нетерпение: • уж скорей бы, скорей бы какой-то конец. Какой ни на есть! Надоело. Тошно. Он и сам не ве рил теперь, что можно поднять Дон. Нет, прав был Матвей Иванов, царство небес ное: на леченом коне далеко не ездят. «Битый я — вот отгадка всему. Кто же пойдет за мной, какой дурак! Я бы сам первый не пошел». Думы Разина тесно связаны со своим временем. Герой романа осмысливает себя исторически, он хорошо представляет свою родословную. Захватывают его порою мы сли о Болотникове, ему понять надо, по чему не вышло, что помешало достичь своих целей этому человеку. Уроки Ерма ка тоже порою тревожат Степана: «Сибирь для Разина — это Ермак, его спасительный путь, туда он ушел от петли. Иногда и ему приходила мысль о Сибири, но додумать £0 конца эту мысль он ни разу не доду мал: далеко она где-то, Сибирь-то. Ермака взяли за горло, он потому и двинул в Си бирь, Степан сам пока держал за горло...» Таким образом, успешное постижение прошлого связано у Шукшина в романе «Я пришел дать вам волю» со ’ многими факторами. Принцип историзма получает свое эстетическое воплощение и благода ря своеобразному сочетанию историче ского материала, фактов и художественно го вымысла, и благодаря углубленному психологизму. Но своеобразие романа, его художественную специфику определила все-таки лирическая наполненность произ ведения, сила авторского «я», т. е. сугубо шукшинская мера соотношения объектив ного и субъективного. Совсем иное явление представляет со бой роман В. Чивилихина «Память», публи ковавшийся в шести номерах журнала «Наш современник»1. Вначале автор опре делял жанр своего произведения весьма расплывчато — «путешествия в прошлое». Потом найдено было, кажется, более точ ное жанровое определение — «роман- эссе». Книга В. Чивилихина действительно очень необычна по своей жанровой сути, и все- таки главная особенность ее достаточно ' В. Ч и в и л и х и н . Память. Роман.эссе ‘ Наш современник», 1978, № 2; 1980, № 8— 11 Сибирские огни № 9 точно определяется автором: «Путешест вие в прошлое — не бег по спринтерской дорожке и не езда по гладкому шоссе. Множество заброшенных проселков, троп, забытых большаков, а то и сплошное без дорожье на много верст, перекрестки, от ветвления, пересечения, спуски, подъемы, шаткие мостки, гати... Во время нашего путешествия мы прин ципиально придерживаемся докумен тальности, опираясь на печатные источни ки, архивные материалы, письма, воспоми нания...» Так что же, В. Чивилихин поставил себе задачей создать строго документирован ную хронику? Можно сказать, что роман его вобрал в себя несколько таких хроник. Это прежде всего исследование родослов ной декабриста Николая Мозгалевского, умершего в возрасте сорока трех лет от чахотки в Сибири. Обстоятельно, с привле чением множества самых различных источ ников, исследуется история татаро-мон гольского нашествия в XIII веке. Но этим далеко не исчерпывается содержание ро мана В. Чивилихина. При всей строгой, не только докумен тальной, но и, я бы сказал, научной, осно вательности романа «Память» совершенно очевидна еще одна его важнейшая осо бенность — прямая и откровенная публи цистичность, направленность в сегодняш ний день, в современность. «Память — это ничем не заменимый хлеб насущный, се годняшний, без Коего дети вырастут сла быми незнайками, неспособными достой но, мужественно встретить будущее». Факты, документы используются любым историческим романистом в большей или меньшей степени, они трансформируются и определенным образом организуются ком позиционно, нередко исторический рома нист открывает досель неизвестные или малоизвестные исторические факты. Все это дает богатый материал для размышле ний, различных предположений, что усили вает аналитичность произведения. Так, Д, Балашов в романе «Великий стол» на основании тщательного изучения малоосвещекной страницы русской исто рии резонно рассуждает: «Что было бы, не начни Юрий “Московский борьбы против Твери? Как повернулась тогда судьба стра ны... Укрепилась торговая и книжная Тверь, самою природой (перекрестье волжского, смоленского и новгородского торговых пу тей) поставленная быть столицей новой Руси. Укрепилась бы одна династия, а зна чит, на столетие раньше страна пришла бы к непрерывной и твердой государственной власти, к просвещению, а там, глядишь, и не потребовалось бы с опозданием на два- три века вводить западные университеты и академии, приглашать немцев, спорить о западничестве и исконности — свои уче ные были бы давно!.. А может, и то, что повела бы Тверь русские полки полувеком раньше на поле Куликово, а может, и то, что не сумели бы тверские князья справиться с Ордой и, в тщетном усилии, погубили страну?.. Все можно предполагать, и ничего нельзя ут верждать, наверное, теперь, когда случив
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2