Сибирские огни, 1981, № 9
160 Э. ШИК Один из самых пышных «спектаклей» в романе В. Шукшина — подношение астра ханскому воеводе собольей шубы. Много людное шествие с песнями, плясками, ост рыми шутками движется по граду: «Посад ские дивились: так складно, дружно полу чалось у казаков — и все про шубу, про шубыньку, да про ихнего воеводу, Ивана Семеныча. Не слыхали раньше такой песни. Не знали они, что Степан незадолго до этого измучил казаков: ходили туда-сюда берегом Болды, разучивали «голубя», спе вались. Слова им дал скоморох Семка, переиначив, видно, какую-то нездешнюю песню. Этот-то Семка и шел теперь впере ди, и запевал, и приплясывал. Ловкач он был отменный». Так многие сцены романа исподволь зна комят нас с бытом, укладом жизни разин- цев, хотя в них нередко нет и намека на этнографические подробности, все они про низаны подробностями психологического характера, все. они призваны обозначить время через отношения человеческие, при вычки и занятия. Напомню лишь эпизод иг ры в карты и наказания молодого Максима за шельмование. Казацкий удалой круг, лихие пляски и здесь же, опять-таки, песни-думы: «Это можно смотреть и слушать долго. И можно думать свои думы. Что-то родное наивно складное: Гуеи-лебеди летели, В чисто поле залетели, В поле банюшку доспели,.. А здесь свое, кровное — воинское: под брасывают вверх камышинки и рубят их на лету шашками — кто сколько раз переру бит». Но главное, что в романе В. Шукшина обозначает время, дает наиболее полное представление о нем,— это образ Степана Разина. Он органически вписывается в каж дый эпизод, он естествен во всех сценах, во всех игрищах, ибо сам, порою больше других, охвачен страстью «дурака ломать». «Этот самый Разин, оказываясь перед ли цом власть имущих (особенно когда видели казаки), такого иногда дурака ломал, так дерзко, зло и упорно стоял на своем, что казалось,— уж и не надо бы так. Не узна вали умного, хитрого Стеньку, даже опаса лись: этак и до беды скоро. Наверно же многоопытный атаман понимал потом, что вредит себе подобными самозабвенными выхлестами, но ничего не мог с собой сде лать: как видел властителя (с Москвы на Дон присылаемых или своих, вроде Кор нея) да еще важного, строгого, так его прямо как бес в спину толкал: надо было обязательно уесть этого важного, стро гого». Глубоко личный, как уже отмечалось, подход Шукшина к своему герою отнюдь не исключал, а, скорее, предполагал вни мательнейшее изучение новейших истори ческих документов о разинских войнах. Он широко использовал и высоко отзывался об академическом издании (1954— 1962 гг.) — трех томах документов «Кресть янская война под предводительством Сте пана Разина». Более того, именно появле ние >новых материалов во многом стимули ровало его работу над романом «Я пришел дать вам волю». «Почему же... я отважился, зная два романа (речь идет о книгах А. Ча пыгина и С. Злобина), на собственный поиск материала и на собственную, ну, что ли, историю. Вот почему: Академия наук за кончила очень большой, очень полезный труд по сбору материалов о восстании Сте пана Разина... Таким образом, у меня не было пере оценки каждого отдельного документа, а бьіло спокойное прочтение всех их сразу. Вот я и отважился на написание собствен ного варианта» '. Все это помогло В. Шукшину создать об раз, который ни в какой мере не повторял ранее созданные. Но если бы мы остановились только на несомненных завоеваниях В. Шукшина, по сравнению со своими предшественниками, в освоении Разина и его эпохи, то это бы ла бы не вся правда. Потери все-таки тоже есть, и состоят они прежде всего в том, что в романе «Я пришел дать вам волю» значительно слабее, чем в романах А. Ча пыгина и С. Злобина, исследованы истоки разинских войн. Личность Степана Разина выписана круп ным планом. Все более и более углубляясь во внутренний мир своего героя, Шукшин не мог не прийти к исследованию причин, побудивших Разина начать большую войну против бояр. На первый план здесь, не сомненно, выдвигается глубокая душевная рана Степана — смерть брата от рук бояр: «И теперь Степан, как закроет глаза, видит страшную муку брата: бьется он в петле, извивается всем телом. И Степан скорей куда-нибудь уходил с глаз долой, чтоб не видели и его муку, какая отражалась на его лице. Вот уж чего ни в жизнь, видно, не позабыть! «Славный царь!.. Славные бояре... Дол горукие: махнул белой рученькой — и нет казака! Во как!» Степан стиснул зубы и весь напрягся от боли: боль лизнула сердце». Конечно, аспект этот еще больше усили вает образ Разина, приближает его к чи тателю, но все-таки не восполняет в пол ной мере потерь в исследовании социаль ных истоков разинских войн. Правда, об раз Матвея Иванова заметно усиливает этот мотив. Его размышления и споры мно гое открывают взору читателя в стратегии и тактике восстания, в его движущих си лах, ошибках и просчетах. Образ этот чрез вычайно важен для объективной оценки побед и поражений Разина. Матвей смело и бескомпромиссно осуждает атамана и его есаулов за уход из-под Симбирска, где оставались на произвол судьбы мужики. «Кинулись мы на тебя, как мотыли на огонь... И обожглись. Да и сам ты сорвал ся теперь, а сгореть — это скоро. Один след и останется... яркий... 'Ю . Г а л ь п е р и н . У микрофона Василий Шукшин. — «Литературная Россия». 1975, 1 августа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2