Сибирские огни, 1981, № 9

ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ БЫЛОГО 159 трех частей произведения открывается и завершается опять-таки выдержками из различных фактических свидетельств той эпохи. Вот начало романа: «Каждый год, в первую неделю великого поста, православ­ ная церковь на разные голоса кляла: «Вор и изменник, и крестопреступник, и душегубец Стенька Разин забыл святую соборную церковь и православную христи­ анскую веру, великому государю изменил, и многия пакости и кровопролития и убий­ ства во граде Астрахане и в иных низовых градех учинил, и всех купно православных, которые к ево коварству не пристали, по­ бил, потом и сам вскоре исчезе, и со еди­ номышленники своими да будет проклят! Яко и прокляты новые еретики: архиманд­ рит Кассиан, Ивашка Максимов, Некрас Ру­ кавов, Волк Курицын, Митя Коноглев, Гриш­ ка Отрепьев, изменник и вор Тимошка Акиндинов, бывший протопоп Аввакум...» Далее, правда, мы найдем в докумен­ тальном обрамлении частей романа свиде­ тельства самого различного характера. Все они в какой-то мере помогают автору вос­ создать канву времени, определяют место действия, но чаще всего, как это происхо­ дит и с документом, открывающим книгу, они оказываются своеобразным камерто­ ном, определяющим звучание, тональность следующих за ним страниц. Не позволяют такие документы авторской фантазии ухо­ дить слишком далеко от первоисточников в сценах вымышленных. Но совершенно ясно все-таки, что прямо­ го и непосредственного отношения к сюже­ ту романа приводимые документы, как пра­ вило, не имеют. Атмосфера времени и действительности XVII века оживают, ско­ рее, не благодаря обрамляющим докумен­ там, а благодаря тому, чтб между этими документами. При всей близости романов А. Чапыгина «Разин Степан» и В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» (во всяком случае — значи­ тельно большей близости, чем с романом С. Злобина «Степан Разин») все-таки надо заметить: у В. Шукшина, в отличие от А. Ча­ пыгина, мы не найдем такого обилия ярких, вытканных шелком узоров, раскрывающих в деталях особенности быта, обстановки той эпохи. Не увлекается наш современник и характерной для разинской поры лекси­ кой, мало понятной сегодняшнему чита­ телю. К постижению истории он идет почти исключительно путем освоения народно­ поэтической, песенной, сказочно-разговор­ ной стихии. Русская история необычайно богата героическими страницами, не пере­ честь имен героев, жизнь которых навсегда вошла в историю революционного движе­ ния. И все-таки мало кто может быть пос­ тавлен рядом со Степаном Разиным по по­ пулярности в народе, мало кто из героев далекого прошлого столь широко и полно вошел в духовное сознание народа. Бытует еще порою сегодня этакое недо­ верие к народным преданиям, между тем научная оценка их совсем иная. «Устная народная традиция — гигантский аккумуля­ тор культуры» — пишет А. Гулыга. И далее в подтверждение этой мысли приводит сло­ ва В. Е. Гусева из его работы «Эстетика фольклора»: «Предания, связанные с исто­ рическим прошлым, являются своего рода поэтической историей народа и выполняют образовательно-воспитательную функцию, формируя историческое знание масс и вместе с тем развивая эстетическое восприятие ими своего исторического опыта» *. Источник, как видим, неистощимый, а ес­ ли к этому добавить необычайно острый и внимательный интерес современного писа­ теля к внутреннему миру Разина и его ок­ ружения, то станет ясно, что Шукшин на такой основе мог создать и действительно создал высокохудожественное произведе­ ние, которое отнюдь не повторяло своих предшественников, а внесло много нового в раскрытие важной исторической темы, проложило неизведанные досель пути ис­ торической романистике семидесятых го­ дов. Сближение рассказов В. Шукшина с на­ родным искусством и, в частности, с искус­ ством скоморохов — серьезный ключ к пониманию творчества писателя, определя­ ющий один из главных «слоев» Шукшина- прозаика. Насколько мне известно, впервые он был замечен в работе М. Ваняшовой «Жанровое своеобразие рассказов В. Шук­ шина», опубликованной в недоступном ши­ рокому читателю издании. Исследователь­ ница тогда писала: «Своеобразие творче­ ства В. Шукшина останется загадкой, если не увидеть органической связи характеров его рассказов с народным искусством ско­ морохов. Смехотворчество, скоморошество всегда скрыто присутствуют в шукшинской прозе. По закону наоборотности и сам ско­ морох часто является в маске дурачка»1 2. Роман «Я пришел дать вам волю» насы­ щен массовыми сценами, часто эпизоды та­ кие не имеют документальных источников, но они запечатлены в памяти народной, в преданиях, песнях. Здесь порою предстают перед взором читателя народные игрища, с прямым и непосредственным участием тех самых скоморохов, которые, очевидно, возникали в представлении Шукшина и тог­ да, когда он выписывал своих современни­ ков, когда вдруг герои его невольно стано­ вились и актерами, и зрителями, и режис­ серами, подбрасывая «горючий материал» в затеянный спектакль, наподобие давниш­ них народных игрищ. Вспомним сцены целых представлений о том, как Стырь ходил к царю. И еще более колоритную — казаки к царю идут Вольнос­ ти Дону просить. Игра не минует и самого атамана, которого для большей убедитель­ ности заседлывают: получил-таки Волю. «Царь показал, какая будет его воляі Запи­ вай ее, чтобы с души воротило!.. И загуляли нешуточно. Весь день «запи­ вали волю цареву», усердствовали». 1 А. Г у л ы г а. Эстетика истории. М., 1974. с. 99. 1 Проблемы эстетики и поэтики Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1В0. Ярославль, Пединститут, 1976, с. 113.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2