Сибирские огни, 1981, № 9
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ БЫЛОГО 157 героев. В эти портретные описания уме щается прошлое, настоящее и будущее персонажей. Они представляют собой свое образные «художественные» тезисы, квинт эссенцию образа, получающие потом подкрепления и доказательства в дальней ших действиях, столкновениях и размышле ниях героев. Обратимся к портрету главы семейства Любавиных: «Старик Емельян Спиридоно вич —- огромный и угловатый, как коряга. Весь зарос волосами. Волосы растут у него даже в ушах. Скуластое, грубой ковки лицо не выражает ничего, кроме презрения. Уважал Емельян в- человеке только силу. Хозяйство за жизнь сколотил крепкое, гор дился этим и учил сынов жить так же. Су меют — можно лучше. Сыны не то что ува жали его, скорей — побаивались, поэтому слушались». Как в программе, все заложено в этом кратком описании, и почти каждый даль нейший поступок Емельяна Спиридоновича как будто бы произрастает из этого семени. Здесь нет еще той бурной лирической сти хии, той • цельности, слитности голосов ге роя, автора или свидетеля событий, что проявлялись наиболее отчетливо при ха рактеристике других персонажей, которые значительно ближе авторскому мироощу щению. Обращаясь к лицам, противопоставлен ным Любавиным, замечаешь, как авторское «я» властно врывается в прозу Шукшина, как все более сильное звучание приобре тает голос автора, что отнюдь не исключа ет усиления психологического анализа. Напомню хотя бы поэтическое и вместе с этим драматическое повествование о чете Поповых. С особинкой (как и большинство героев Шукшина) был Сергей Федорович, но прекрасно эту особинку понимала его жена Степанида. Иногда из города приез жал сын. «Выпив, пели старые песни: Зачем я встретился с тобою. Зачем я полюбил тебя? Ведь мне назначено судьбою Идти в дале-кие края... Хорошо пели. Сергей Федорович, облокотившись на стол, сжимал в руках маленькую рыжую голову и неожиданно красиво запевал лю бимую: Эх ты, воля моя, воля, Воля вольная мояі.. Степанида украдкой вытирала слезы и го ворила сыну: «Это он когда еще парнем был, шибко любил эту песню». Скупо, без особых подробностей повест вуется о гибели жены Попова, ни слова будто нет о переживаниях Сергея Федоро вича, но читатель-то хорошо чувствует си лу утраты: «Схоронил ее, притих. Не шумел больше по деревне, ни с кем не ругался». Столь же лаконичен В. Шукшин при рас крытии судеб Яши Горячего, Николая Коло- кольникова, несколько подробнее и обстоя тельнее выписан характер кузнеца Феди Байкалова. Но за каждой такой судьбой стоит очень многое, что делает таких геро ев близкими мироощущению писателя, а это определяет глубоко «личную» интона цию повествования. Интересен в этом отношении образ Кузь мы. Приехав вместе со своим дядей Васи лием Платоновичем из города, он вначале наблюдает жизнь людей, его окружающих, как будто бы со стороны, издалека, что оп ределяет и некоторую авторскую сдержан ность по отношению к нему. Кузьма отнюдь не запоминается мгновенно, как многие другие персонажи романа. Он проходит не малый и нелегкий путь, все больше и боль ше постигая бесхитростную и, вместе с тем, столь содержательную жизнь людей, став ших для него теперь односельчанами. За хватывают его песни, они вдруг помогают ему многое обнаружить, понять в этих лю дях, в их труде. Сенокосная пора оборачи вается для него теперь не только нелегкой работой, он чувствует и огромную значи мость этого дела, и его прелесть, поэтич ность, которые чем-то сродни песне. Сов сем по-иному зазвучали и страницы книги, посвященные Кузьме, все щедрее приот крывает нам автор внутренний мир своего героя, личное, авторское дыхание не вольно как-то оживляет этот образ. Словом, найдем мы немало страниц уже в романе «Любавины», которые подтверж дают мысль о серьезной значимости лири ческого начала, об активном вхождении ав торского «я», о сближении его с героями повествования. Роман «Я пришел дать вам волю» сильно способствовал расширению самого понятия «исторический роман» во многом благода ря необычайной слитности, единству раз мышлений и мучительных поисков автора и главного героя произведения. Необычайно многогранна и широка нату ра Степана Разина. Прежде всего он — за щитник угнетенных и обездоленных. «Мне — кто обижен, тот свой»,— говорит Разин. Потому-то и идут под знамена ата мана тысячи и тысячи, что он «попрал страх и рабство» перед боярами. Но нередко сшибается широкая и поэтичная натура Разина с мыслями трудными, неразреши мыми. То он не понимал, почему царь — царь, негодовал и злился на людей, кото рые могут быть рабами и в то же время — жить, смеяться, рожать детей. Мучительно, до боли в сердце, ищет Ра- і зин путей к свободе, воле для всех. Далеко не всегда знает, что и как нужно делать для достижения этой высокой цели, но прирожденный талант предводителя выво дит его из самых трудных ситуаций: «Он умел в минуту нужную — скомкать себя, как бороду в кулаке, так, что даже не вери лось, что это он только что ходуном ходил. И даже когда он бывал пьян, он и тогда мог вдруг как бы вовсе отрезветь и так вскицуть глаза, так посмотреть, что мно гим не по себе становилось...» И вдруг врывается в это довольно раз меренное повествование взволнованный и восхищенный авторский голос: «Какую, од нако, надо нечеловеческую силу, чтобы вот так — ни на миг — не выпускать никого из- под своей воли и внимания, чтобы разом и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2