Сибирские огни, 1981, № 9
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Э. Шик ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ БЫЛОГО Возросший интерес Современной совет ской литературы к истории — факт, не тре бующий сегодня особых доказательств. Охотно печатают произведения о прошлом наши толстые литературно-художественные журналы, регулярно пополняется новыми книгами популярная серия ЖЗЛ, полсотни книг насчитывает теперь уже серия «Пла менные революционеры». Наконец, еже годно в разных издательствах страны выхо дит в свет огромное количество произведе ний исторического жанра. Да, в последнее десятилетие историче ские романисты находились в постоянных творческих поисках новых путей художест венного освоения былого. Исторический ро ман стал богаче по содержанию, он шире охватывает самые различные сферы жизни, ему свойственно стилевое многообразие. И все-таки есть необходимость, как гово рится, на берегу договориться, что такое исторический роман, ибо в критике на сей счет существуют самые различные точки зрения. Так, в статье Бор. Леонова «Дыхание эпо са» в ряду исторических романов оказыва ются книги М. Алексеева «Вишневый омут», И. Стаднюка «Люди не ангелы», П. Проску рина «Горькие травы», А. Иванова «Пови тель», Д. Зорина «Русская земля», В. Шук шина «Любавины». Но ведь ни одно из этих произведений не может быть названо историческим рома ном! Далее в статье говорится о «внутрен ней эволюции» исторического романа в творчестве Г. Маркова, С. Залыгина, В. Ко жевникова, К. Седых. Опять-таки названы авторы, которые никогда не публиковали исторических романов как таковых. Между тем, по мнению Бор. Леонова, их опыт работы в историческом романе спо собствовал тому, что «появился полновес ный, последовательный и обстоятельный роман об историческом пути народа. Именно такими произведениями с эпиче ским охватом жизни названы критикой и литературоведением роман «Вечный зов» A. Иванова, «Судьба», «Имя твое» П. Прос курина» !. Если иметь в виду роман об историче ском пути народа, то предложенный пере чень приемлем, хотя его не следовало бы ограничивать всего лишь двумя именами. Но речь-то идет о романе историческом, а на поверку получается, что ни один такой роман как раз и не назван в статье Бор. Леонова. Касаясь проблем развития современного исторического романа, известный ученый- литературовед Б. Бурсов в беседе ' с B. Дмитриевым («Вопросы литературы», 1978, № 12), в сущности, столь же настой чиво размывает понятие «исторический ро ман». Он развивает мысль о том, что книга В. Белова «Кануны», раскрывающая эпоху коллективизации, была для писателя рома ном историческим, ибо автор не мог не только участвовать, но и непосредственно наблюдать это время. Для С. Залыгина же, посвятившего повесть «На Иртыше» тому же времени, ни при каких условиях произ ведение не могло бы стать исторической повестью, ибо события эти пережил, на блюдал сам писатель. Спору нет, различный жизненный опыт (а связан он с возрастом писателя) накла дывает неизгладимую печать на его твор чество. Допускаю, что многое могло бы из мениться в романе В. Белова «Кануны», будь автор свидетелем изображаемых со-1 1 «Литературная Россия», 1981, 6 марта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2