Сибирские огни, 1981, № 9
РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ В ИТАЛИЮ 151 ранов, расположенных по периметру пло щади. Почти неумолчно звучат над пло щадью мелодии либо небольшого ресто ранного оркестрика, либо скрипки. Впечатляет на площади Сан-Марко и обилие голубей. Когда, вспугнутые каким- нибудь резким звуком, они враз взлетают, то наподобие гигантской тучи затмевают собою небо. Когда же птицы на земле, то это выглядит как половодье голубей. Вся площадь буквально покрывается ими и ста новится похожей на свинцово-сизое пле щущееся море. Голуби эти точь-в-точь на ши сизари, только чуть меньше размера ми, аккуратнее, тоньше наших сибирских; да оно и понятно — нашим-то, чтобы вы держать суровую зиму, нужно и жиру по больше накопить, и оперенье иметь по гуще. Тут же, на площади, продают пакетики кукурузных зерен, и вы можете покор мить голубей; они это знают и садятся прямо на ладонь, стоит только вытянуть руку перед собой и принять позу кор мильца. Никогда в жизни не видывал я столько голубей и чтобы они были до та- крй степени безбоязненные. Пройдя через площадь, оказываешься прямо перед фасадом церкви св. Марка. В 829 году дож Венеции Юстиниан Партеки- нацию соорудил базилику, чтобы в ней про поведовать Евангелие от Марка; с тех пор евангелист Марк и стал как бы патроном города, его хранителем. Современный вид церкви сохранился с XI века, однако первоначальный облик церкви был строже, в византийском стиле. Позже добавлялись украшения в готиче ском, исламском, романском и ренессанс ном стиле. Тем не менее церковь, при та кой пестроте стилей, умудрилась сохра нить целостность своего облика, хотя и стала, на мой взгляд, излишне нарядной. Над центральным порталом-входом цер кви установлены четыре медных, позла щенных коня. Дож Венецианской респуб лики Энрико Дандоло привез эту квадригу в качестве военного трофея из Константи нополя во время четвертого крестового похода. Позже эти гарцующие кони так понравились Наполеону, что он их, также «в качестве военного трофея», увез в 1797 году в Париж. После падения Наполеона в 1815 году злосчастная квадрига была возвращена обратно и водворена на преж нее место. Изнутри церковь Сан-Марко представля ет собой громадное пространство, ограни ченное сверху сводчатым, пятикупольным потолком. И весь этот потолок, все своды и купола покрыты мозаикой: на золотом фоне — многоцветные изображения все тех же библейских сюжетов. Ну а все ко лонны, подпирающие эти золоченые сво ды и купола, все пилястры и балюстрады, как и громадные площади полов, покрыты мрамором. Перед главным иконостасом в пол вделана цельная мраморная плита площадью с добрую сотню квадратных метров, — плита из греческого, в прожил ках, мрамора цвета морской волны. Так венецианцы эту плиту, этот мраморный ковер и называют — «море». Но выйдем, несколько ошеломленные и подавленные грандиозностью и роскошью церкви Сан-Марко, на свет, на просторную площадь, которая залита солнцем и кото рая вся трепещет от голубей, и посмот рим так называемую «часовую башню». На ее верхней площадке чернеет огромный колокол, а у подножия его торчат две бронзовые фигуры с молотами в руках. Старая бронза, из которой сделаны «зво нари», покрылась паутиной, почернела, от того фигуры зовутся «маврами». Вот уже четыреста лет Отбивают эти механические «мавры» каждый час; звуки колокола бу хают над площадью, и вспугнутые голуби затмевают голубое небо. Беда О том, что городу Венеции, ее велико лепным дворцам и площадям, творениям великих художников Тициана, Тинторетто и Веронезе грозит гибель, погружение в мо ре, — об этом мы читали и знали. Но одно дело читать либо слышать, и другое де ло убедиться в этом, что называется, на месте. Еще до нашего приезда в Венеции на чался дождь. Он шел весь вечер, пока мы устраивались в своем отеле, он шел всю ночь. Часов в двенадцать над городом прозвучали тревожные звуки сирены, и, как выяснилось, сирена эта была предуп реждением всему городу, что вода в ла гуне И в каналах поднялась до угрожающе го уровня. А наутро мы всей группой, в сопровож дении Киры и местного гида, пошли смот реть город и убедились сами, насколько положение, действительно, серьезное. Во да подошла к порогам домов, хлынула на мостовые; вода стояла между столиками в ресторанах и кафе, накапливалась на пар кете в магазинах. То тут, то там из щелей между плитами мостовой били ключи, и вода растекалась по улицам. Ощущение было такое, что под городом сплошная вода, что город плавает на воде. Подойдя к площади Сан-Марко, мы уви дели, что вся она залита водой. Молодые парни, сняв туфли и закатав штаны, шле пали по воде через площадь босиком, ту чи голубей встревоженно носились над площадью-озером, «мавры» на «часовой башне» гулко отбивали неумолимо текущее время — будто отсчитывали часы, прибли жающие Венецию к ее печальному концу. А из щелей в мостовой все били ключики, вода все прибывала... Коренные венецианцы, которым все про исходящее было, очевидно, не впервой, шли по своим делам в высоких резиновых сапогах, очень похожих на наши болотные, охотничьи сапоги. Да и вообще коренное население, видимо, свыклось с мыслью, что оно вместе с городом медленно, по миллиметру в год, погружается в морскую пучину. Подсчитано, что за 800 лет город погрузился на 80 .сантиметров. В первых этажах зданий уже никто не живет, там хозяйничает вода; многие здания снизу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2