Сибирские огни, 1981, № 9

РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ В ИТАЛИЮ 149 бов» — «Юный пленник», «Борющийся пленник», «Пленник-атлант» и «Бородатый пленник». Однако когда приглядишься внимательнее, начинаешь понимать, что эта якобы незавершенность имеет глубокий смысл. То, что фигуры пленников не до конца освобождены от камня, подчерки­ вает именно рабство этих людей, именно обреченность их на несвободу. И в то же самое время во всем их облике — титани­ ческое стремление вырваться из каменно­ го плена. Словом, подлинным трагизмом веет от этих каменных фигур. Таков зре­ лый Микеланджело с его дерзостью, не­ ожиданностью, с его неустанным поиском новых выразительных форм и решений. Здесь же, во Флоренции, в церкви Сан­ та Кроче («Святой крест»), Микеланджело и похоронен. На мраморной гробнице, где покоится его прах, сверху, в нише, стоит его мраморный бюст работы Вазари, а ни­ же, на ступеньках, в скорбных, печальных позах застыли три музы, олицетворяющие собою живопись, скульптуру и архитекту­ ру. Они скорбят о гениальном живописце, скульпторе, архитекторе. „.Мы прощались с Флоренцией под ве­ чер, мы стояли на горе обзора, на пло­ щадке Микеланджело. Только что прошел дождь, и внизу, по берегам Арно, лежал город, омытый дождем, и 'сверкал всеми своими красками: белой, золотистой, чере­ пично-красной. По краям, замыкая его в зеленую чашу, синели холмы, а по скло­ нам их ползли белые облака. Едем в Венецию Автострада некоторое время еще тяну­ лась по Тосканской равнине, но потом мед­ ленно и неуклонно полезла к перевалу че­ рез Апеннины. Начались крутые повороты, пошли мо­ сты и тоннели — только на отрезке между Флоренцией й Болоньей насчитывают 23 тоннеля. Тоннели эти круглые, двойные: одна труба предназначается для движения машин «туда», другая — для встречных машин. Поворот за поворотом, дорога подни­ малась по зеленым склонам гор все выше, и вот пошли леса (в Италии — леса?). Сна­ чала лиственные — дуб, орешник, ясень, бук, — а потом и хвойные, сосновые. Толь­ ко стволы у здешних сосен не золртистые, как у наших, а черные, с черной корой. На самом перевале через Апеннины мы въехали в облака. Сразу же заметно стем­ нело, асфальт впереди влажно заблестел, клочья серой мглы ползли по травянистым склонам, между деревьями, по автостраде; влажная изморось окутала машину. Марио вынужден был включить фары, так как видимость не превышала метров двадца­ ти. Так некоторое время мы и ехали, оку­ танные облаками. А когда внезапно вырвались из них, то открылся вид на солнечную долину, но уже лежащую по другую сторону горного хребта; дорога теперь не карабкалась вверх, а веселым серпантином бежала по склонам вниз. Мы въезжали в провинцию Эмилия-Романья с главным городом Бо­ лонья. Болонью в Италии называют «красным городом» не только за красный цвет ее черепичных крыш, но и за то, что в муни­ ципалитете здесь — коммунисты. Многие крестьяне объединены в кооперативы, а потому и поля не выглядят этакими лос­ кутками, а большие и просторные. Вскоре мы пересекли реку По, довольно широкую и многоводную. Города еще не было Зидно, а наша Ки­ ра Склави уже сообщала, что Венеция — главный город провинции Венето, что Ве­ неция расположена на 119 островах, что в Венеции 160 каналов и 390 мостов, что на­ селение Венеции даже летом, когда в го­ род устремляется масса отдыхающих, со­ ставляет всего-навсего 130 тысяч; что пред­ приятия, производящие знаменитое вене­ цианское стекло, находятся на, острове Му- рано, а не менее знаменитые венециан­ ские кружева плетут на острове Бурано... Город на воде Проехав уже в сумерках по длинной и узкой дамбе, проложенной через лагуну, и покинув, таким образом, материк, мы оказались в Венеции. На привокзальной площади, забитой ав­ томашинами, оставили наш автобус, по­ скольку дальше ему хода не было, как не было дальше хода всему этому скопищу легковых и грузовых машин: по улицам Венеции дозволено передвигаться только «на своих двоих». И это первое, что удив­ ляет в Венеции, — на ее улицах не встре­ тишь даже велосипедиста. Спокойно мож­ но шагать серединой улицы, стоять, раз­ говаривать — ни сигнала, ни звука мотора, ни автомобильных пробок, ни светофоров, ни выхлопных газов. Нет здесь ни грохо­ чущих трамваев, ни завывающих троллей­ бусов; нет, стало быть, ни рельсов, ни пау­ тины проводов между домами. Ходи по тихим, вымощенным брусчаткой, улочкам и любуйся архитектурными ансамблями, ко­ торые ничем не загорожены и небо над которыми чистое, первозданное. Весь транспорт Венеции — на каналах. Через город протянулся большой канал (Канале, Гранде), а от него, как от аорты, в разные стороны ответвляются небольшие каналы и канальчики (капилляры). Вот по этой-то «кровеносной системе» город и снабжается всем необходимым. По большому каналу ходят от одной ос­ тановки-пристани до другой речные трам­ ваи, по нему идут моторки и небольшие катеришки с товарами, с хозяйственными грузами. Довелось видеть даже катер-бе­ тоновоз; плывет по каналу, а бетономе­ шалка вращается, работает, готовит рас­ твор. Ну а если вас не устраивает тихоходный речной трамвай — пожалуйста, можете взять такси. Красивые, покрытые золоти­ стым лаком лодки-такси стоят на специ­ альных стоянках; на лодках имеются не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2