Сибирские огни, 1981, № 9
РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ В ИТАЛИЮ 149 бов» — «Юный пленник», «Борющийся пленник», «Пленник-атлант» и «Бородатый пленник». Однако когда приглядишься внимательнее, начинаешь понимать, что эта якобы незавершенность имеет глубокий смысл. То, что фигуры пленников не до конца освобождены от камня, подчерки вает именно рабство этих людей, именно обреченность их на несвободу. И в то же самое время во всем их облике — титани ческое стремление вырваться из каменно го плена. Словом, подлинным трагизмом веет от этих каменных фигур. Таков зре лый Микеланджело с его дерзостью, не ожиданностью, с его неустанным поиском новых выразительных форм и решений. Здесь же, во Флоренции, в церкви Сан та Кроче («Святой крест»), Микеланджело и похоронен. На мраморной гробнице, где покоится его прах, сверху, в нише, стоит его мраморный бюст работы Вазари, а ни же, на ступеньках, в скорбных, печальных позах застыли три музы, олицетворяющие собою живопись, скульптуру и архитекту ру. Они скорбят о гениальном живописце, скульпторе, архитекторе. „.Мы прощались с Флоренцией под ве чер, мы стояли на горе обзора, на пло щадке Микеланджело. Только что прошел дождь, и внизу, по берегам Арно, лежал город, омытый дождем, и 'сверкал всеми своими красками: белой, золотистой, чере пично-красной. По краям, замыкая его в зеленую чашу, синели холмы, а по скло нам их ползли белые облака. Едем в Венецию Автострада некоторое время еще тяну лась по Тосканской равнине, но потом мед ленно и неуклонно полезла к перевалу че рез Апеннины. Начались крутые повороты, пошли мо сты и тоннели — только на отрезке между Флоренцией й Болоньей насчитывают 23 тоннеля. Тоннели эти круглые, двойные: одна труба предназначается для движения машин «туда», другая — для встречных машин. Поворот за поворотом, дорога подни малась по зеленым склонам гор все выше, и вот пошли леса (в Италии — леса?). Сна чала лиственные — дуб, орешник, ясень, бук, — а потом и хвойные, сосновые. Толь ко стволы у здешних сосен не золртистые, как у наших, а черные, с черной корой. На самом перевале через Апеннины мы въехали в облака. Сразу же заметно стем нело, асфальт впереди влажно заблестел, клочья серой мглы ползли по травянистым склонам, между деревьями, по автостраде; влажная изморось окутала машину. Марио вынужден был включить фары, так как видимость не превышала метров двадца ти. Так некоторое время мы и ехали, оку танные облаками. А когда внезапно вырвались из них, то открылся вид на солнечную долину, но уже лежащую по другую сторону горного хребта; дорога теперь не карабкалась вверх, а веселым серпантином бежала по склонам вниз. Мы въезжали в провинцию Эмилия-Романья с главным городом Бо лонья. Болонью в Италии называют «красным городом» не только за красный цвет ее черепичных крыш, но и за то, что в муни ципалитете здесь — коммунисты. Многие крестьяне объединены в кооперативы, а потому и поля не выглядят этакими лос кутками, а большие и просторные. Вскоре мы пересекли реку По, довольно широкую и многоводную. Города еще не было Зидно, а наша Ки ра Склави уже сообщала, что Венеция — главный город провинции Венето, что Ве неция расположена на 119 островах, что в Венеции 160 каналов и 390 мостов, что на селение Венеции даже летом, когда в го род устремляется масса отдыхающих, со ставляет всего-навсего 130 тысяч; что пред приятия, производящие знаменитое вене цианское стекло, находятся на, острове Му- рано, а не менее знаменитые венециан ские кружева плетут на острове Бурано... Город на воде Проехав уже в сумерках по длинной и узкой дамбе, проложенной через лагуну, и покинув, таким образом, материк, мы оказались в Венеции. На привокзальной площади, забитой ав томашинами, оставили наш автобус, по скольку дальше ему хода не было, как не было дальше хода всему этому скопищу легковых и грузовых машин: по улицам Венеции дозволено передвигаться только «на своих двоих». И это первое, что удив ляет в Венеции, — на ее улицах не встре тишь даже велосипедиста. Спокойно мож но шагать серединой улицы, стоять, раз говаривать — ни сигнала, ни звука мотора, ни автомобильных пробок, ни светофоров, ни выхлопных газов. Нет здесь ни грохо чущих трамваев, ни завывающих троллей бусов; нет, стало быть, ни рельсов, ни пау тины проводов между домами. Ходи по тихим, вымощенным брусчаткой, улочкам и любуйся архитектурными ансамблями, ко торые ничем не загорожены и небо над которыми чистое, первозданное. Весь транспорт Венеции — на каналах. Через город протянулся большой канал (Канале, Гранде), а от него, как от аорты, в разные стороны ответвляются небольшие каналы и канальчики (капилляры). Вот по этой-то «кровеносной системе» город и снабжается всем необходимым. По большому каналу ходят от одной ос тановки-пристани до другой речные трам ваи, по нему идут моторки и небольшие катеришки с товарами, с хозяйственными грузами. Довелось видеть даже катер-бе тоновоз; плывет по каналу, а бетономе шалка вращается, работает, готовит рас твор. Ну а если вас не устраивает тихоходный речной трамвай — пожалуйста, можете взять такси. Красивые, покрытые золоти стым лаком лодки-такси стоят на специ альных стоянках; на лодках имеются не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2