Сибирские огни, 1981, № 9
148 АНАТОЛИИ ЧЕРНОУСОВ Неподалеку, на невысоком холме, видны зубчатые стены форта Бельведера, а ни же его, по склону, среди деревьев стоит небольшой золотистого цвета домик, где некогда жил П. И. Чайковский. По утрам из форта он слышал звуки побудки, и они ему, видимо, хорошо запомнились, так как в «Итальянском каприччио» эти звуки по вторяются неоднократно. Вблизи площадки обзора расположен и скромный дом Галилея. Медичи в свое время не побоялись гнева папы римского и приютили великого ученого, «пригрели» его, дали жилище, предоставили возмож ность заниматься наукой. Ночью, гуляя по городу, мы неожидан но вышли на большую площадь Синьории и увидели знакомый по рисункам в учеб нике истории «палаццо Векьо» («старый дворец»). Подсвеченный снизу прожекто рами, он отчетливо вырисовывался на фоне черного неба. Сложенный в средние века из грубоватого «рустированного» камня, дворец строг и предельно прост, и лишь самый верх его фасада украшен зубчатым венцом. Над крышей почти в стометровую высь взметнулась сторожевая башня с ог ромными часами, с зубчатым же, повторя ющим форму самого дворца, каменным «ошейником» и шпилем, по которому словно бы карабкается вверх золоченый лев — флюгер. И встарь, и сейчас пло щадь Синьории и «палаццо Векьо» — это центр политической жизни Флоренции. Когда-то во дворце жили Медичи, в насто ящее время здесь муниципалитет. В непосредственной близости от «старо го дворца» и площади Синьории, состав ляя с ними единый архитектурный ан самбле, находится знаменитый дворец Уффици, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведе ний искусства итальянской, фламандской и испанской школ. Именно в галерее Уффици начинаешь понимать, что истинной колы белью итальянского искусства, особенно эпохи Возрождения, является именно Фло ренция. Один только перечень имен художни ков, чьи произведения находятся здесь, го ворит сам за себя: Боттичелли, Тициан, Ра фаэль, Караваджо, Леонардо да Винчи, Филиппо Л иппи , Микеланджело, Вазари... А такие шедевры из шедевров, как «Вес на» и «Рождение Венеры» Боттичелли, / представляются неким знамением, неким символом эпохи Возрождения. Искусство, «спавшее» все мрачные столетья средне вековья, начинает возрождаться вновь, отсюда и радостные («утренние», «весен ние») краски, отсюда их светлый колорит, отсюда и название фресок — «Весна», «Рождение Венеры»... Существенным дополнением галереи Уффици является собрание произведений искусства во дворце Питти. Проект двор ца выполнил знаменитый в те времена ар хитектор Брунеллески. Кстати, неподалеку от дворца Питти, у входа в «сад Боболи» мы видели спящих хиппи. Закутавшись в довольно потаскан ные спальные мешки, бродяги сладко «ке марили» прямо на каменном полу в кры той галерее. Было уже около 10 часов ут ра, весь честной нерод был на работе, а бездельники, что называется, и ухом не вели. Хиппи становится все меньше и меньше, движение, как говорится, выдыхается, од нако кое-где в Италии мы еще встречали их, лениво пробирающимися в толпе со своими спальниками, палатками и рюкза ками. Когда мы выходили из дворца Питти, флорентийский гид показал нам дом, в ко тором жил в свое время Ф. М. Достоев ский, где он писал свой роман «Идиот». На доме, ничем особенным не выделяю щемся среди таких же трехэтажных, золо тистого цвета соседних домов, висит белая мраморная доска, свидетельствующая о том, что знаменитый «Идиот» был создан здесь. Река Арно, разделяющая Флоренцию на две части, мелкая, несудоходная, однако довольно чистая, незахламленная; вода в реке голубовато - зеленая. Такая, в общем, заурядная мирная речушка, что даже не верится, будто она может быть и грозной, и коварной. Но это так. За долгую исто рию Флоренции река не раз выходила из берегов и производила на город разруши тельные набеги. Все дело в том, что Арно течет с гор, а следовательно, во время дождей может вздуваться и становиться бурной, полноводной. Красивы мосты, арками перекинувшиеся через Арно, и самый внушительный из них — старинный Понте Векьо. Весь он, за исключением проезжей части, застроен рядами ювелирных лавочек и домами, в которых издавна живут «золотых дел ма стера». Бюст, установленный на мосту, сви детельствует о том, что именно здесь не когда жил знаменитый флорентийский юве-. лир и скульптор Бенвенуто Челлини. Во Флоренции много творений Микел анджело. Здесь можно проследить по су ществу весь творческий путь его. В так на зываемом «доме Микеланджело» можно увидеть самые первые, юношеские, его ра боты, в которых тем не менее уже чувст вуется «почерк» великого мастера. Во Фло ренции же, в галерее Академии, находят ся и самые зрелые, самые выдающиеся, быть может, творения Микеланджело- скульптора — его знаменитый на весь мир «Давид» и не менее знаменитые «пленни ки-рабы». Четырехметровая, высеченная из белого мрамора, статуя Давида расположена в специально для нее отведенной ротонде с куполообразным потолком. Юноша Давид, как известно, изображен перед схваткой с Голиафом. Во всем его облике гордели вое спокойствие и вместе с тем решитель ность; глаза зорко следят за противником, вены и нервные узлы обнаженного тела напряжены; во всем теле и в руке, сжима ющей камень для пращи,— сила и благо родство, мужество и воля. Поразительно, что рядом с филигранно отделанной скульптурой Давида, в сосед ней комнате стоят грубо вытесанные, ка кие-то словно бы незавершенные, неза конченные скульптуры «пленников - ра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2