Сибирские огни, 1981, № 9

148 АНАТОЛИИ ЧЕРНОУСОВ Неподалеку, на невысоком холме, видны зубчатые стены форта Бельведера, а ни­ же его, по склону, среди деревьев стоит небольшой золотистого цвета домик, где некогда жил П. И. Чайковский. По утрам из форта он слышал звуки побудки, и они ему, видимо, хорошо запомнились, так как в «Итальянском каприччио» эти звуки по­ вторяются неоднократно. Вблизи площадки обзора расположен и скромный дом Галилея. Медичи в свое время не побоялись гнева папы римского и приютили великого ученого, «пригрели» его, дали жилище, предоставили возмож­ ность заниматься наукой. Ночью, гуляя по городу, мы неожидан­ но вышли на большую площадь Синьории и увидели знакомый по рисункам в учеб­ нике истории «палаццо Векьо» («старый дворец»). Подсвеченный снизу прожекто­ рами, он отчетливо вырисовывался на фоне черного неба. Сложенный в средние века из грубоватого «рустированного» камня, дворец строг и предельно прост, и лишь самый верх его фасада украшен зубчатым венцом. Над крышей почти в стометровую высь взметнулась сторожевая башня с ог­ ромными часами, с зубчатым же, повторя­ ющим форму самого дворца, каменным «ошейником» и шпилем, по которому словно бы карабкается вверх золоченый лев — флюгер. И встарь, и сейчас пло­ щадь Синьории и «палаццо Векьо» — это центр политической жизни Флоренции. Когда-то во дворце жили Медичи, в насто­ ящее время здесь муниципалитет. В непосредственной близости от «старо­ го дворца» и площади Синьории, состав­ ляя с ними единый архитектурный ан­ самбле, находится знаменитый дворец Уффици, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведе­ ний искусства итальянской, фламандской и испанской школ. Именно в галерее Уффици начинаешь понимать, что истинной колы­ белью итальянского искусства, особенно эпохи Возрождения, является именно Фло­ ренция. Один только перечень имен художни­ ков, чьи произведения находятся здесь, го­ ворит сам за себя: Боттичелли, Тициан, Ра­ фаэль, Караваджо, Леонардо да Винчи, Филиппо Л иппи , Микеланджело, Вазари... А такие шедевры из шедевров, как «Вес­ на» и «Рождение Венеры» Боттичелли, / представляются неким знамением, неким символом эпохи Возрождения. Искусство, «спавшее» все мрачные столетья средне­ вековья, начинает возрождаться вновь, отсюда и радостные («утренние», «весен­ ние») краски, отсюда их светлый колорит, отсюда и название фресок — «Весна», «Рождение Венеры»... Существенным дополнением галереи Уффици является собрание произведений искусства во дворце Питти. Проект двор­ ца выполнил знаменитый в те времена ар­ хитектор Брунеллески. Кстати, неподалеку от дворца Питти, у входа в «сад Боболи» мы видели спящих хиппи. Закутавшись в довольно потаскан­ ные спальные мешки, бродяги сладко «ке­ марили» прямо на каменном полу в кры­ той галерее. Было уже около 10 часов ут­ ра, весь честной нерод был на работе, а бездельники, что называется, и ухом не вели. Хиппи становится все меньше и меньше, движение, как говорится, выдыхается, од­ нако кое-где в Италии мы еще встречали их, лениво пробирающимися в толпе со своими спальниками, палатками и рюкза­ ками. Когда мы выходили из дворца Питти, флорентийский гид показал нам дом, в ко­ тором жил в свое время Ф. М. Достоев­ ский, где он писал свой роман «Идиот». На доме, ничем особенным не выделяю­ щемся среди таких же трехэтажных, золо­ тистого цвета соседних домов, висит белая мраморная доска, свидетельствующая о том, что знаменитый «Идиот» был создан здесь. Река Арно, разделяющая Флоренцию на две части, мелкая, несудоходная, однако довольно чистая, незахламленная; вода в реке голубовато - зеленая. Такая, в общем, заурядная мирная речушка, что даже не верится, будто она может быть и грозной, и коварной. Но это так. За долгую исто­ рию Флоренции река не раз выходила из берегов и производила на город разруши­ тельные набеги. Все дело в том, что Арно течет с гор, а следовательно, во время дождей может вздуваться и становиться бурной, полноводной. Красивы мосты, арками перекинувшиеся через Арно, и самый внушительный из них — старинный Понте Векьо. Весь он, за исключением проезжей части, застроен рядами ювелирных лавочек и домами, в которых издавна живут «золотых дел ма­ стера». Бюст, установленный на мосту, сви­ детельствует о том, что именно здесь не­ когда жил знаменитый флорентийский юве-. лир и скульптор Бенвенуто Челлини. Во Флоренции много творений Микел­ анджело. Здесь можно проследить по су­ ществу весь творческий путь его. В так на­ зываемом «доме Микеланджело» можно увидеть самые первые, юношеские, его ра­ боты, в которых тем не менее уже чувст­ вуется «почерк» великого мастера. Во Фло­ ренции же, в галерее Академии, находят­ ся и самые зрелые, самые выдающиеся, быть может, творения Микеланджело- скульптора — его знаменитый на весь мир «Давид» и не менее знаменитые «пленни­ ки-рабы». Четырехметровая, высеченная из белого мрамора, статуя Давида расположена в специально для нее отведенной ротонде с куполообразным потолком. Юноша Давид, как известно, изображен перед схваткой с Голиафом. Во всем его облике гордели­ вое спокойствие и вместе с тем решитель­ ность; глаза зорко следят за противником, вены и нервные узлы обнаженного тела напряжены; во всем теле и в руке, сжима­ ющей камень для пращи,— сила и благо­ родство, мужество и воля. Поразительно, что рядом с филигранно отделанной скульптурой Давида, в сосед­ ней комнате стоят грубо вытесанные, ка­ кие-то словно бы незавершенные, неза­ конченные скульптуры «пленников - ра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2