Сибирские огни, 1981, № 9

РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ В ИТАЛИЮ 147 вого папаши и держится за его волосы; другой залез в вазу с фруктами, что стоит возле торса возлежащего Нила... Еще несколько шагов, и невольно аха­ ешь, увидев знакомую с детства по ри­ сункам из учебника истории скульптурную группу «Лаокоон». Как вздулись жилы на напряженном до предела теле ЛаокоонаІ Как силится он разорвать, удушить обвив­ шую его самого и сыновей змею! Какая мука на его вскинутом лиЦе!.. А неподалеку от «Лаокоона» пружинно скрутил свое стройное тело мраморный юноша-дискобол; в откинутой назад и в сторону руке зажат диск — вот сейчас мо­ лодой олимпиец стремительно крутнется, распрямится и что есть силы метнет сна­ ряд вперед и вверх... ...Осмотр сокровищ Ватикана заканчива­ ется в известной на весь мир Сикстинской капелле (часовне) с ее росписями, испол­ ненными Микеланджело. Весь сводчатый потолок капеллы расписан одной гигант­ ской (800 кв. метров!) фреской «Сотворе­ ние мира», а на торцовой стене, где ал­ тарь, — фреска «Страшный суд». Четыре года неустанного, каторжного труда над «Сотворением мира» и пять лет — над «Страшным судом». И хотя сюжеты фре­ сок религиозные, сцены изображены биб­ лейские, но ничего в них нет ни религиоз­ ного, ни библейского — это, конечно же, сама жизнь во всем ее разнообразии и громадности; это человечество с его не­ обозримым разнообразием, с его страстя­ ми, помыслами, судьбами, с его низостью и величием изображено здесь гениальным художником. Причем каждая фигура — ха­ рактер, каждая фигура — судьба, каждая выписана ярко и выпукло. Новый Рим Он строится отдельно,, в сторонке от старого Рима. В старом городе можно встретить лишь одиночные здания в со­ временном стиле; они — как чуждые при­ роде этого города вкрапления. А вот ког­ да новостройки собраны вместе и вынесе­ ны за город, тогда они «смотрятся», тогда это воспринимаешь как должное, как со­ всем другой, не относящийся к Риму го­ род. И он, оцененный уже совершенно по другим, нежели старый Рим, критериям,— тоже на диво хорош. Здесь широкие пря­ мые улицы, много воздуха, свободного пространства, здания разделены друг от друга массивами зелени. Высотные конст­ рукции легки, прозрачны, воздушны. Встречаются, конечно (в семье не без урода), и тяжеловесные, аляповато-пом­ пезные строения — это «стиль» эпохи Мус­ солини. Диктатор очень тщился во всем следовать за императорами древнего Ри­ ма, следовал он за ними и в строительст­ ве. Однако в отличие от них у Муссолини начисто отсутствовали вкус и чувство меры, и «слоноподобные» сооружения того вре­ мени — вещественные доказательства это­ го. Видели мы в новом Риме и стандартные панельные «коробки», и унылые однооб­ разные кварталы; они-то и есть, очевидно, те самые «кварталы бедноты», о которых мы знаем из газет. Однако наш славный гид Кира Склави почему-то не хотела за­ острять внимание на этих кварталах. Уж та­ ковы, видимо, гиды везде и всюду, такова их «природа»: иностранцам они показыва­ ют лучшее, что есть в их стране, в их го­ роде. И все-таки имеющий глаза да видит... На окраине Рима, на пустыре мы видели автомобильную свалку. Изношенные, об­ шарпанные, ободранные автомашины, оче­ видно из экономии места, громоздились друг на друге в несколько этажей. А ря­ дом со свалкой притулились несколько хи­ жин, собранных из листов железа, из ча­ стей кузовов этих самых машин. И в хижи­ нах тоже жили люди: дымились трубы, иг­ рали во дворе дети, пожилая женщина выплескивала из ведра помои... Обитате­ лям этих хижин наверняка не по карману квартирная плата, которая «съедает» в Италии до половины заработка. Колыбель искусства И снова бежит под колесами нашего бесшумного красного «фиата» широкая се­ миполосная автострада, опять за рулем наш улыбчивый скромняга Марио, опять по краям от дороги проплывают вино­ градники, лоскутки полей и пастбищ, апельсиновые рощицы... Мы только что миновали провинцию Ла­ цио и теперь едем вдоль реки Тибр, по Умбрии. Долина Тибра холмистая, то там, то здесь на холмах виднеются картинные городки-замки, земля не красноватая, как это было в Лацио, а темно-серая, более плодородная; виноградом, табаком, олив­ ковым маслом, вином и хлебом Умбрия славится издавна. С севера с Умбрией граничит другая провинция, Тоскана, а главный город Тос­ каны — Флоренция. Вотчина некогда зна­ менитых банкиров и купцов династии Ме­ дичи. На протяжении трех веков (X III— XVI) Медичи были здесь правителями, из их рода выходили герцоги, эрцгерцоги, папы римские; на представительницах это­ го рода женились многие монархи Евро­ пы. Именно в эти века Флоренция достиг­ ла апогея в своем культурном, политиче­ ском и социальном развитии, именно это время будет названо впоследствии эпохой Возрождения в искусстве и культуре. Город лежит в зеленой чаше, в долине реки Арно, вокруг города возвышаются синие, с плавными очертаниями холмы, на склонах которых почти всегда пасутся бе­ лые облака. Такой вид на город и его ок­ рестности открывается с горы обзора, с площадки Микеланджело. Если в Риме в окраске зданий преобладают красноватые гона, то во Флоренции — золотистые и светло-серые, что в сочетании с кирпично­ красными черепичными крышами делает город необычайно живописным. Ю *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2