Сибирские огни, 1981, № 9
РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ В ИТАЛИЮ 147 вого папаши и держится за его волосы; другой залез в вазу с фруктами, что стоит возле торса возлежащего Нила... Еще несколько шагов, и невольно аха ешь, увидев знакомую с детства по ри сункам из учебника истории скульптурную группу «Лаокоон». Как вздулись жилы на напряженном до предела теле ЛаокоонаІ Как силится он разорвать, удушить обвив шую его самого и сыновей змею! Какая мука на его вскинутом лиЦе!.. А неподалеку от «Лаокоона» пружинно скрутил свое стройное тело мраморный юноша-дискобол; в откинутой назад и в сторону руке зажат диск — вот сейчас мо лодой олимпиец стремительно крутнется, распрямится и что есть силы метнет сна ряд вперед и вверх... ...Осмотр сокровищ Ватикана заканчива ется в известной на весь мир Сикстинской капелле (часовне) с ее росписями, испол ненными Микеланджело. Весь сводчатый потолок капеллы расписан одной гигант ской (800 кв. метров!) фреской «Сотворе ние мира», а на торцовой стене, где ал тарь, — фреска «Страшный суд». Четыре года неустанного, каторжного труда над «Сотворением мира» и пять лет — над «Страшным судом». И хотя сюжеты фре сок религиозные, сцены изображены биб лейские, но ничего в них нет ни религиоз ного, ни библейского — это, конечно же, сама жизнь во всем ее разнообразии и громадности; это человечество с его не обозримым разнообразием, с его страстя ми, помыслами, судьбами, с его низостью и величием изображено здесь гениальным художником. Причем каждая фигура — ха рактер, каждая фигура — судьба, каждая выписана ярко и выпукло. Новый Рим Он строится отдельно,, в сторонке от старого Рима. В старом городе можно встретить лишь одиночные здания в со временном стиле; они — как чуждые при роде этого города вкрапления. А вот ког да новостройки собраны вместе и вынесе ны за город, тогда они «смотрятся», тогда это воспринимаешь как должное, как со всем другой, не относящийся к Риму го род. И он, оцененный уже совершенно по другим, нежели старый Рим, критериям,— тоже на диво хорош. Здесь широкие пря мые улицы, много воздуха, свободного пространства, здания разделены друг от друга массивами зелени. Высотные конст рукции легки, прозрачны, воздушны. Встречаются, конечно (в семье не без урода), и тяжеловесные, аляповато-пом пезные строения — это «стиль» эпохи Мус солини. Диктатор очень тщился во всем следовать за императорами древнего Ри ма, следовал он за ними и в строительст ве. Однако в отличие от них у Муссолини начисто отсутствовали вкус и чувство меры, и «слоноподобные» сооружения того вре мени — вещественные доказательства это го. Видели мы в новом Риме и стандартные панельные «коробки», и унылые однооб разные кварталы; они-то и есть, очевидно, те самые «кварталы бедноты», о которых мы знаем из газет. Однако наш славный гид Кира Склави почему-то не хотела за острять внимание на этих кварталах. Уж та ковы, видимо, гиды везде и всюду, такова их «природа»: иностранцам они показыва ют лучшее, что есть в их стране, в их го роде. И все-таки имеющий глаза да видит... На окраине Рима, на пустыре мы видели автомобильную свалку. Изношенные, об шарпанные, ободранные автомашины, оче видно из экономии места, громоздились друг на друге в несколько этажей. А ря дом со свалкой притулились несколько хи жин, собранных из листов железа, из ча стей кузовов этих самых машин. И в хижи нах тоже жили люди: дымились трубы, иг рали во дворе дети, пожилая женщина выплескивала из ведра помои... Обитате лям этих хижин наверняка не по карману квартирная плата, которая «съедает» в Италии до половины заработка. Колыбель искусства И снова бежит под колесами нашего бесшумного красного «фиата» широкая се миполосная автострада, опять за рулем наш улыбчивый скромняга Марио, опять по краям от дороги проплывают вино градники, лоскутки полей и пастбищ, апельсиновые рощицы... Мы только что миновали провинцию Ла цио и теперь едем вдоль реки Тибр, по Умбрии. Долина Тибра холмистая, то там, то здесь на холмах виднеются картинные городки-замки, земля не красноватая, как это было в Лацио, а темно-серая, более плодородная; виноградом, табаком, олив ковым маслом, вином и хлебом Умбрия славится издавна. С севера с Умбрией граничит другая провинция, Тоскана, а главный город Тос каны — Флоренция. Вотчина некогда зна менитых банкиров и купцов династии Ме дичи. На протяжении трех веков (X III— XVI) Медичи были здесь правителями, из их рода выходили герцоги, эрцгерцоги, папы римские; на представительницах это го рода женились многие монархи Евро пы. Именно в эти века Флоренция достиг ла апогея в своем культурном, политиче ском и социальном развитии, именно это время будет названо впоследствии эпохой Возрождения в искусстве и культуре. Город лежит в зеленой чаше, в долине реки Арно, вокруг города возвышаются синие, с плавными очертаниями холмы, на склонах которых почти всегда пасутся бе лые облака. Такой вид на город и его ок рестности открывается с горы обзора, с площадки Микеланджело. Если в Риме в окраске зданий преобладают красноватые гона, то во Флоренции — золотистые и светло-серые, что в сочетании с кирпично красными черепичными крышами делает город необычайно живописным. Ю *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2