Сибирские огни, 1981, № 9
146 АНАТОЛИИ ЧЕРНОУСОВ залу, что чуть не бегом пустился по со вершенно уже опустевшим ночным ули цам. И через три квартала, повернув по своей «системе» направо за угол, неожи данно наткнулся на свой отель. ...На следующий день с утра мы осмат ривали памятники древности, которым в Риме поистине несть числа. Посмотрели триумфальные арки, место, где был убит Юлий Цезарь, храм весталок, колонну Марка Аврелия, термы Каракаллы, рим ский Колизей... Конечно, трудно после Гете, Стендаля и Гоголя, после многих других писателей, журналистов и искусствоведов писать об Италии, о Риме, о его архитектуре, жи вописи, скульптуре, о его памятниках древ ности. И все же, думается, сколько бы ни писали о Риме и об Италии, каждый, при езжая сюда, открывает для себя «свою Италию», «свой Рим». Побывали мы и на знакомой по кино фильмам площади Испании, где плещется фонтан в виде беломраморной ладьи, где широченная лестница, где любят бывать всевозможные фокусники, «пожиратели огня», художники. Здесь за пять минут мо гут набросать на бумаге ваш портрет, здесь вы можете купить акварель, офорт , или картину, выполненную масляными красками. Среди множества выставленных в тот день для продажи картин нам с женой больше всего понравился незатейливый рисунок, на котором тушью была изобра жена прелестная маленькая девочка. Порт рет этот выгодно отличался от всех других картин — так отличаются, например, жи вые цветы от точь-в-точь таких же искус ственных. Художник, молодой крепкий па рень, подогнув под себя ногу, сидел в стареньком плетеном кресле и невозму тимо (среди этакой толчеиі) читал какую-то толстую книгу. Уловив, видимо, в наших словах восторженные нотки, он вниматель но посмотрел на нас, и в его умных глазах мелькнуло удовлетворение творца. Да, я не таков, как эти зазывалы-прилипалы, словно бы говорил весь его вид, я не трачу времени на саморекламу, а истинные це нители искусства все равно придут ко мне, а не к этим крикливым пачкунам-модер- нистам. , Совсем рядом с площадью Испании, на одной из узеньких римских улочек жил в свое время Н. В. Гоголь; а в этом малень ком кафе «Греко» он часто бывал. Это он сказал, что в Рим влюбляются постепенно и навсегда... Ватикан , Что расположено на территории Ватика на? Прежде всего, собор св. Петра и ог ромная площадь перед ним. Затем много численные капеллы-часовни, дворцы, сад Ватикана, наконец, собственно музей Ва тикана. Говорю «собственно» потому, что дворцы Ватикана по существу тоже музеи, они и строились-то для того, чтобы раз местить в них сокровища Ватикана. А со кровища эти поистине несметны. Ватикан, как гигантский паук, веками стягивал к се бе шедевры изобразительного искусства со всего белого света. 2000 комнат битком набиты картинами, скульптурами, гобеле нами, фресками, предметами старины и произведениями прикладного искусства всех времен и народов. Но начнем с площади перед собором св. Петра. Она особенно впечатляет, когда выходишь к ней из города. Вдруг обры вается теснота римских улочек, теснота строений, толчея прохожих и машин, и ты оказываешься на огромной свободной плоскости. Ничто не застит тебе свет, ни что не загораживает дорогу, перед тобой только простор площади, над тобой толь ко синее небо. Это производит впечатле ние чуда, на которое, наверное, и рассчи тывал творец всего этого — знаменитый архитектор Бернини. Отсветы небесной го лубизны лежат на каменной брусчатке, на величественной колоннаде, двумя полу кружьями охватывающей площадь, на грандиозном фасаде собора св. Петра. Со бор замыкает собою полукружья колон нады, венчает площадь, его высоченный купол господствует над всем Римом, и цвет его — цвет седины. Ну а изнутри собор-буквально поражает роскошью, обилием мрамора всевозмож ных тонов и оттенков, обилием позолоты. Само помещение крестообразно расходит ся от центра, где под огромным бронзо вым балдахином возвышается главный ал тарь, а над алтарем, над балдахином воз носится в страшную высоту полушарие ку пола, украшенное фресками и позолотой. Около стен и в самих стенах собора расположены бесконечные алтари, захоро нения многочисленных пап, часовни. И все это украшено мраморными барельефами и фресками великих художников и скульп торов. Тут и Бернини, и Канова, и Рени, и Рафаэль, и Микеланджело с его знамени той «пьетой» — скульптурной группой из белого мрамора, изображающей скорбя щую деву Марию, которая держит на ко ленях безжизненное тело Христа. А возле входа в собор находится доволь но невыразительная небольшая статуя самого св. Петра, апостола, «отца церкви», «виновника» всей этой роскоши и гранди озности. Бронза потемнела, позеленела от времени, и только босая нога Петра вся вышоркана, отполирована до блеска: счи тается, что прикосновение к этой ноге при носит счастье... Но пойдем по дворцам и музеям Вати кана. Вот длинный зал, стены которого украшены гигантскими, единственными в своем роде гобеленами, зал египетских статуй и мумий. Вот пошла скульптура древней Эллады: статуя Персея, отрубив шего голову Медузе Горгоне; статуя Апол лона Бельведерского, сколотая, изуродо ванная и все же выразительная. Вот на каменном постаменте распростерся бело мраморный, добродушный и могучий Нил, этакий многодетный папаша, со всех сто рон облепленный мраморными малышами; этакий символ плодородия, символ жизни. Один карапуз уселся на плече детолюби-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2