Сибирские огни, 1981, № 9

146 АНАТОЛИИ ЧЕРНОУСОВ залу, что чуть не бегом пустился по со­ вершенно уже опустевшим ночным ули­ цам. И через три квартала, повернув по своей «системе» направо за угол, неожи­ данно наткнулся на свой отель. ...На следующий день с утра мы осмат­ ривали памятники древности, которым в Риме поистине несть числа. Посмотрели триумфальные арки, место, где был убит Юлий Цезарь, храм весталок, колонну Марка Аврелия, термы Каракаллы, рим­ ский Колизей... Конечно, трудно после Гете, Стендаля и Гоголя, после многих других писателей, журналистов и искусствоведов писать об Италии, о Риме, о его архитектуре, жи­ вописи, скульптуре, о его памятниках древ­ ности. И все же, думается, сколько бы ни писали о Риме и об Италии, каждый, при­ езжая сюда, открывает для себя «свою Италию», «свой Рим». Побывали мы и на знакомой по кино­ фильмам площади Испании, где плещется фонтан в виде беломраморной ладьи, где широченная лестница, где любят бывать всевозможные фокусники, «пожиратели огня», художники. Здесь за пять минут мо­ гут набросать на бумаге ваш портрет, здесь вы можете купить акварель, офорт , или картину, выполненную масляными красками. Среди множества выставленных в тот день для продажи картин нам с женой больше всего понравился незатейливый рисунок, на котором тушью была изобра­ жена прелестная маленькая девочка. Порт­ рет этот выгодно отличался от всех других картин — так отличаются, например, жи­ вые цветы от точь-в-точь таких же искус­ ственных. Художник, молодой крепкий па­ рень, подогнув под себя ногу, сидел в стареньком плетеном кресле и невозму­ тимо (среди этакой толчеиі) читал какую-то толстую книгу. Уловив, видимо, в наших словах восторженные нотки, он вниматель­ но посмотрел на нас, и в его умных глазах мелькнуло удовлетворение творца. Да, я не таков, как эти зазывалы-прилипалы, словно бы говорил весь его вид, я не трачу времени на саморекламу, а истинные це­ нители искусства все равно придут ко мне, а не к этим крикливым пачкунам-модер- нистам. , Совсем рядом с площадью Испании, на одной из узеньких римских улочек жил в свое время Н. В. Гоголь; а в этом малень­ ком кафе «Греко» он часто бывал. Это он сказал, что в Рим влюбляются постепенно и навсегда... Ватикан , Что расположено на территории Ватика­ на? Прежде всего, собор св. Петра и ог­ ромная площадь перед ним. Затем много­ численные капеллы-часовни, дворцы, сад Ватикана, наконец, собственно музей Ва­ тикана. Говорю «собственно» потому, что дворцы Ватикана по существу тоже музеи, они и строились-то для того, чтобы раз­ местить в них сокровища Ватикана. А со­ кровища эти поистине несметны. Ватикан, как гигантский паук, веками стягивал к се­ бе шедевры изобразительного искусства со всего белого света. 2000 комнат битком набиты картинами, скульптурами, гобеле­ нами, фресками, предметами старины и произведениями прикладного искусства всех времен и народов. Но начнем с площади перед собором св. Петра. Она особенно впечатляет, когда выходишь к ней из города. Вдруг обры­ вается теснота римских улочек, теснота строений, толчея прохожих и машин, и ты оказываешься на огромной свободной плоскости. Ничто не застит тебе свет, ни­ что не загораживает дорогу, перед тобой только простор площади, над тобой толь­ ко синее небо. Это производит впечатле­ ние чуда, на которое, наверное, и рассчи­ тывал творец всего этого — знаменитый архитектор Бернини. Отсветы небесной го­ лубизны лежат на каменной брусчатке, на величественной колоннаде, двумя полу­ кружьями охватывающей площадь, на грандиозном фасаде собора св. Петра. Со­ бор замыкает собою полукружья колон­ нады, венчает площадь, его высоченный купол господствует над всем Римом, и цвет его — цвет седины. Ну а изнутри собор-буквально поражает роскошью, обилием мрамора всевозмож­ ных тонов и оттенков, обилием позолоты. Само помещение крестообразно расходит­ ся от центра, где под огромным бронзо­ вым балдахином возвышается главный ал­ тарь, а над алтарем, над балдахином воз­ носится в страшную высоту полушарие ку­ пола, украшенное фресками и позолотой. Около стен и в самих стенах собора расположены бесконечные алтари, захоро­ нения многочисленных пап, часовни. И все это украшено мраморными барельефами и фресками великих художников и скульп­ торов. Тут и Бернини, и Канова, и Рени, и Рафаэль, и Микеланджело с его знамени­ той «пьетой» — скульптурной группой из белого мрамора, изображающей скорбя­ щую деву Марию, которая держит на ко­ ленях безжизненное тело Христа. А возле входа в собор находится доволь­ но невыразительная небольшая статуя самого св. Петра, апостола, «отца церкви», «виновника» всей этой роскоши и гранди­ озности. Бронза потемнела, позеленела от времени, и только босая нога Петра вся вышоркана, отполирована до блеска: счи­ тается, что прикосновение к этой ноге при­ носит счастье... Но пойдем по дворцам и музеям Вати­ кана. Вот длинный зал, стены которого украшены гигантскими, единственными в своем роде гобеленами, зал египетских статуй и мумий. Вот пошла скульптура древней Эллады: статуя Персея, отрубив­ шего голову Медузе Горгоне; статуя Апол­ лона Бельведерского, сколотая, изуродо­ ванная и все же выразительная. Вот на каменном постаменте распростерся бело­ мраморный, добродушный и могучий Нил, этакий многодетный папаша, со всех сто­ рон облепленный мраморными малышами; этакий символ плодородия, символ жизни. Один карапуз уселся на плече детолюби-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2