Сибирские огни, 1981, № 9

РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ В ИТАЛИЮ 139 \ отведены для движения транспорта в од­ ном направлении, три полосы — для дви­ жения в обратном направлении, а между ними — разделяющая полоса. На этой раз­ деляющей полосе, за невысоким легким заборчиком, непрерывной грядой тянутся густые олеандры с лиловыми цветами. По­ мимо того, что этот кустарник разделяет потоки транспорта, он еще и предохраня­ ет глаза водителя в ночное время от сле­ пящих лучей встречных машин. Из трех полос автострады в одном на­ правлении две полосы служат для движе­ ния на разных скоростях, а третья полоса, крайняя справа, — просто асфальтирован­ ная обочина, для остановок. Легкие заборчики-ограждения вдоль до­ роги испятнаны фосфоресцирующим соста­ вом, пятна эти ночью светятся и тем самым обозначают перед водителем очертания впереди лежащей дороги. Ехать по такой автостраде, конечно же, приятно: автобус мягко плывет по идеаль­ но ровному асфальту, ничто не громыхнет, не стукнет, не качнет тебя, не подбросит на сиденье; только ровный шорох шин по асфальту. Вдоль автострады много красочных щи­ тов с рекламой, заправочных станций с не­ пременными магазинчиками сувениров около них, с закусочными и ресторанами. Причем большинство придорожных ресто­ ранов построены в виде арки, нависающей над дорогой,— этакие «висячие» рестора­ ны. И строят их такими наверняка из сооб­ ражений экономии. В самом деле, ведь для строительства обычного ресторана хо­ зяину пришлось бы покупать земельный участок, вторгаться на придорожные поля фермеров, иначе где же поставить само здание ресторана, кухонный блок, склады и пр.? Так вот фирма «Павези» — а «вися­ чие» рестораны принадлежат именно этой фирме — и нашла резонный выход: под­ няла все строения в воздух, в бесплат­ ное, так сказать, пространство над до­ рогой. Все перекрестные дороги также переки­ нуты через автостраду по воздуху, по виа­ дукам; помимо безопасности движения этим достигается еще и то, что машине, бегущей по автостраде, не нужно притор­ маживать у перекрестков и переездов, она может беспрепятственно мчаться по доро­ ге на предельной скорости. Правда, проезд по такой автостраде платный, она — частное владение. На вы­ езде из города стоит поперек дороги ряд застекленных будочек с кассовыми аппа­ ратами; машины замедляют бег и просачи­ ваются между этими будочками, как сквозь некую плотину; шоферы из кабин протя­ гивают деньги, а проворные кассиры суют водителям талоны-пропуска. Проезд авто­ буса, например, от Рима до Флоренции протяженностью 300 километров стоит 8100 лир, на наши деньги это рублей шесть — семь. Что же видишь из окна автобуса, когда едешь по такой вот автостраде? Сельские пейзажи Италии Поля, что тянутся вдоль дороги, — это небольшие, хорошо ухоженные фермер­ ские участки. Дом фермера, сложенный из камня, оштукатуренный или отделанный светлой плиткой, покрытый красной чере­ пицей, с узенькими, расположенными вы­ соко над землей окнами, стоит, как пра­ вило, на вершине холма. Рядом с домом располагаются хозяйственные постройки, дворы, сушилки для табака, а ниже по склону холма зеленеет поле, виноградник или сад. Изгороди сделаны из металличе­ ской сетки, издали сетку эту не видно, она не безобразит поэтому пейзаж так, как безобразят его разномастные деревянные заборы на наших дачных участках. На убранных полях, а также между де­ ревьями в садах пасутся овцы, кони, коро­ вы. Встречаются и чисто животноводче­ ские фермы, тогда весь участок занят под так называемое культурное пастбище, то есть пастбище с сеяными травами и поли­ вом. Выращивают итальянские фермеры на своих участках виноград, кукурузу, табак, помидоры, пшеницу, картошку, овощи. Урожай убирают (мы это видели) всей семьей, дети помогают взрослым; тут же тарахтит крохотный, не более мотоцикла, трактор. Благодаря различным навесным орудиям, фермер на таком тракторе-ма- лютке может выкопать канаву, вспахать участок, забороновать его, поднять ящик с овощами в кузов грузовика,— словом, не трактор, а мечта наших владельцев при­ усадебных участков, садоводов-любителей и дачников. Почвы в Италии то красноватые, то се­ рые, большей частью не черноземные, од­ нако обилие тепла, солнца и влаги дает здесь неплохие урОжаи. Например, урожай кормовых трав снимается 5—6 раз в году. Война и послевоенная разруха, как нам рассказали, сильно подорвали сельское хо­ зяйство Италии, крестьяне покидали свои фермы и уходили в города, где оздоров­ ляющаяся промышленность давала им ста­ бильный заработок. И только в последние полтора-два десятилетия страна вновь по­ вернулась лицом к сельской жизни. Вновь оживают некогда заброшенные фермы, всем желающим заняться сельским хозяй­ ством государство дает кредиты под не­ высокий процент, и ферма через 10 лет, как правило, окупает себя. Существенно облегчает положение фер­ мера имеющийся у него теперь автомо­ биль, на нем можно быстро Доставить про­ дукцию своего производства в город, от­ везти детей в школу. Есть, впрочем, и спе­ циальная служба: автобус объезжает по утрам окрестные фермы, забирает школь­ ников и отвозит в близлежащий город, а после занятий развозит детей по фер­ мам. Кроме разрозненных ферм, характерны для Италии и небольшие городки. Распо­ лагаются они также на возвышенностях, на вершинах холмов, строения их теснятся вокруг средневековых замков. Каждый та

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2