Сибирские огни, 1981, № 9
та Б. КУТЫРЕВ ведя коллективам предприятий, учрежде ний, организаций широкие права и возло жив на них важнейшие обязанности. В кол лективе человек трудится, повышает уровень образования и квалификацию, удовлетворяет потребности в питании, жилье, физическом и интеллектуальном развитии, получает путевки в дома отдыха и санатории, места*для детей в садах и яс лях, укрепляет здоровье, находит защиту от правонарушений и многое еще. Короче, именно трудовой коллектив становится его домом и второй семьей, а план социаль ного развития — инструментом организации жизни. Но вот послушаем некоторых экономис тов. Дескать, что же это такое: предприя тие становится «швецом, жнецом и на дуде игрецом»! Куда девалась специализация — закон современного эффективного произ водства? Задача предприятия — выпускать заданную ему продукцию, получая все ос тальное по кооперации. Культурно-бытовое обслуживание работников, воспитание — забота территориальных органов власти. Глядеть абстрактно — все правильно. Но жизнь давно определила рамки и границы разумной специализации, равно как и «на турального хозяйства». Оппоненты часто приводят в пример зарубежный опыт. Да вайте и мы сошлемся на него. В прошлом году вышла книга известного американского социолога и публициста, автора «Шока от будущего» Алвина Тофф- лера «Третья волна». Тоффлер разделяет историю человечества по «волнам»: первая, когда началась «аграрная революция», вто рая, когда наступила «революция индуст риальная», третья волна вздымается сегод ня. Разумеется, данная периодизация стро- ' ится на экономико-техническом основании в отличие от марксистской, базирующейся на определяющем элементе истории — производственных отношениях. Но что ин тересно: суть третьей волны, по Тоффлеру, составляет растущая полуфункциональность производственной организации. Наше нынешнее социалистическое пред приятие уже не ограничивается выпуском «профильной продукции», но и вынуждено браться за другую, то есть деверсифициро- ваться, например, производить товары на родного потребления. Предприятие снаб жает работников информацией, организует их досуг, обучение, бытовое обслуживание, опосредует их'социальные отношения с ок ружающей социальной средой. Именно на предприятие падает забота о «здоровье» природной окружающей среды. А как же иначе? Хозяйственная организация обязана делать все для своих членов, в противном случае невозможным окажется производ ство, даже построенное на самой высокой специализации. Постановление партии и правительства четко фиксирует обязанность предприятия выполнять все многообразие функций, раз рабатывая сводный раздел в рамках едино го плана по всему комплексу мероприятий социального развития, охватывающего обеспечение коллектива жильем, детскими дошкольными учреждениями, услугами здравоохранения и прочими благами. Все согласились, что планировать соци альное развитие необходимо. Взяли инст румент в руки. Но стоп: не будем спешить «резать»! Зачем нам план? На что мы его применим? Вопрос далеко не праздный. В ответе на него, как в зеркале, отражают ся причины многих неудач. Я уже говорил о предпочтении, которое отдается псевдопроблемам, о причинах та кой склонности. А сейчас'не могу не про цитировать нагляднейший пример дихото мии «проблема истинная — проблема лож ная». В одной американской фирме участились жалобы служащих на длительные простаи вания перед началом смены у лифтов небо скреба административного корпуса. Поток жалоб заставил администрацию искать вы ход. Взвешивались, например, такие вари анты: либо пробить шахту и пустить допол нительный лифт, либо повысить скорость действующих подъемников. Оба варианта стоили дорого и не обещали разрешения конфликта. Тут пришел социолог и предло жил поставить у лифтов... зеркала Пробле ма решилась очень дешевым способом. Приведенный пример не нов. Но всея умиляет в нем роль и возможности про мышленного социолога (кстати, таящие опасность для его коллег, ибо трудно пов торить подобное «чудо», на которое наде ются на предприятии). Между тем важнее и интереснее причина успеха столь просто го решения. А она — в правильном распо знавании проблемы. Администрация фирмы исходила из того, что служащие хотят по быстрее попасть на рабочее место. Но слу жащие не так уж и спешили, они просто тяготились ожиданием: хуже нет, чем ждать и догонять! Пребывание у зеркала скраси ло ожидание, позволило заполнить его: по править прическу, галстук и т. п. Давно я занимаюсь поиском такого плана социального развития, в котором четко бы ло бы записано: в текущей пятилетке у нас предположительно будет «болеть» то-то и то-то, то есть ожидается возникновение та ких-то и таких-то проблем. Иначе говоря, будет так, как нам не хочется и не нравит ся. Пока мой поиск проходит безрезуль татно, повсюду предлагается считать все сю тем же нормативам. Хуже того, утвержда ют, что проблемы нам известны и заданы. Так, например, поучал меня в Оренбурге на Уральских социологических чтениях один из известных теоретиков социального планирования. Заглядывая в будущее, мы видим всего лишь контуры, много нечеткого, расплыв чатого, и все это отлично понимаем. Заяв ляем даже бодро, что жизнь была бы не выносимо скучной, если бы все было зара нее определено, детерминировано. Но почему тогда, скажем, на последний год пятилетки устанавливаем среднюю за работную плату по заводу с точностью до копеек? Ведь она явно такой не будет, а если и совпадет с фактической, то только как редчайшая случайность. Или планиру ется численность промышленно-производ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2