Сибирские огни, 1981, № 9

«ЯЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» И ПРОИЗВОДСТВО Ш Уголь добывают люди. Условия труда под землей выдерживает не каждый, высо­ ка текучесть кадров, острый дефицит рабо­ чей силы. И вот хозяйственник стремится удержать кадры с помощью высокой зар­ платы, повышая, вернее, вздувая ее спосо­ бами, не всегда выдерживающими критику за моральную адекватность. Добыли уго­ лек пониженной зольности — получите при­ бавку к зарплатеі Но при чем здесь горня­ ки? От них зольность не зависит ничуть. Это природа миллионы лет назад постара­ лась сложить деревья для «консервирова­ ния» так, а не иначе. Горняки, без вякого сомнения, заслуживают высокой оплаты труда, однако она должна быть четко увя­ зана с реальным вкладом в производство. В противном случае растут моральные потери, от которых страдает и произ­ водство. Известные ученые-экономисты допуска­ ют, что производство некоторых видов продукции может быть целесообразным при любой себестоимости, при любых за­ тратах. Вероятно, коксующийся уголь из Прокопьевска заслуживает отнесения к та­ кой продукции. Однако себестоимость — категория экономическая. При «любой се­ бестоимости» не означает еще «любой це­ ной», то есть не считаясь с издержками, прежде всего социальными, «человеческо­ го фактора». К сожалению, «любой це­ ной» — выражение, распространенное больше, чем более правильное «с высокой себестоимостью». Изучая практику планирования социаль­ ного развития, я столкнулся с тем, что да­ же в этой области, которая, по определе­ нию, не относится к производству, примат последнего проявляется явно и весьма нас­ тойчиво. Порой промышленный социолог, по существу, является заместителем дирек­ тора по капитальному строительству. На нескольких заводах Иркутска, Омска и других городов я провел «брейнстормин- ги». Руководители предприятий, отделов, служб и цехов высказывали свои мнения о проблемах социального развития коллек­ тивов. Эта форма выявления идей и мнений отличается тем, что высказывания не под­ вергаются критике — не то, что на обычных производственных совещаниях и планер­ ках. Пожалуйста, критикуй ситуацию или ведущего. «Брейнсторминги» помогли оп­ ределить важнейший недостаток планов со­ циального развития: они далеко не всегда направлены на решение проблем: те проб­ лемы, что в них ставятся, зачастую ложны. А поставить ложную проблему — значит еще больше отодвинуться от решения ис­ тинной. В Новосибирске ли, в Омске ли, в Тюме­ ни ставят проблему: не хватает посадочных мест в столовых, необходимо строить. Вы­ страивается столовая, и только тогда убеж­ даются, что истинная проблема — удовлет­ ворить потребности людей в питании, для чего следовало бы создать свое подсобное хозяйство, наладить деловые контакты с се­ лом, помочь трудящимся в ведении лич­ ного подсобного хозяйства. Еще одна псев­ допроблема: не хватает спортивных соору- в* жений, необходимо строить стадион. Нотю- строили — и столкнулись с тем, что низка посещаемость, мало желающих заниматься спортом на стадионе. А ведь практика го­ ворит, и ученые доказывают: истинная проблема — удовлетворить потребности трудящихся в физическом развитии. Люди, уставшие после работы, транспортной тол­ чеи и очередей, предпочитают заниматься физкультурой и спортом дома или возле него. Выходит, стадион должен быть при каждом доме. Это комплекс снарядов, на­ пример, велоэргометр, упражнений, запи­ санных на пластинки, и т. п. В горисполкоме Норильска в декабре прошлого года я был на совещании, где обсуждалась программа «Пятилетка здо­ ровья». Записал подтверждение убедитель­ нейшего примера возможной постановки истинных и ложных проблем. Выпускники средней школы в Норильске страдают от близорукости больше своих сверстников на материке. Проблема? Несомненно. Ведь горно-металлургическому комбинату требу­ ется здоровое молодое пополнение. Но по­ чему-то дело свелось к тому, что, дескать, отсутствует диспансер для лечения глазных заболеваний школьников, что надо увели­ чить освещенность в школьных помеще­ ниях. Что ожидало бы на этом пути? Во-первых, от стационарного лечения трудно ожидать эффекта. По своему опыту пребывания в НИИ глазных болезней имени Филатова в Одессе знаю: терапевтическое лечение, в основном витаминами, при близорукости не помогает. Тем более в Заполярье, где ви­ тамины вообще не усваиваются, солнца ма­ ловато. Освещенность нужна также не по­ вышенная, а по-особому изменяющаяся в течение трудового дня. Следовательно, за­ чем тратить деньги, заранее зная о беспо­ лезности этого? Красноярский офтальмолог из НИИ ме­ дицинских проблем Севера кандидат меди­ цинских наук В. Ф. Базарный подошел к проблеме с естественных позиций — эво­ люции человеческого организма. В ходе эволюции человек привык смотреть широ­ к о— в переносном и прямом смысле. Глаз­ ная мышца привыкла при этом к определен­ ной нагрузке. Есть ли условия для «широко­ го» взгляда у норильского школьника, кото­ рый только и делает, что «водит носом» по тетрадям и учебникам да часами просижи­ вает перед экраном телевизора? Несомнен­ но, нет. Значит, такие условия надо создать. В. Ф. Базарный создал офтальмотрена­ жер — простое и недорогостоящее устрой­ ство, позволяющее дать нужную нагрузку зрительному органу учащихся. Прибор применим и в производственных помеще­ ниях. Почему придумываются проблемы, реше­ ние которых стоит дорого, а результат не­ удовлетворителен? В привычной «производственной» поста­ новке чаще всего применяются такие тер­ мины, как показатели, учет, затраты, эф­ фект. Они стали своебразными фетишами, проникли в планирование социального раз­ вития, где место совсем другим терминам,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2