Сибирские огни, 1981, № 8

6 АННА ТИМОФЕЕВА — Но я же учитель, учу ваших детей. ' — Так вот ты на жалованье, а мы чем будем кормиться, когда все отдадим в колхоз? — А комсомолки твои вступили? Я вспомнила, как сегодня утром опять был тяжелый разговор с ма­ мой. Она ни за что не хотела идти в колхоз, а мне сказала: — Ты как хочешь, а меня не трожь. Последнюю коровенку не по­ веду на общий двор. Как без молока! остаться мне, старому человеку? Председательствующий уже в который раз просил приступить к записи желающих, но никто первым не решался. Наконец вышел к столу худой, в рваном полушубке и подшитых валенках, крестьянин и сказал: — Выходит, делать нечего —пишите! К утру записалось двадцать с лишним семей. А через две недели, когда начали обобществлять скот и живность,— колхоз распался. На другой день в школе было комсомольское собрание и нас с Нас­ тей исключили из комсомола за невыполнение комсомольского пору­ чения. С какой душевной болью я положила на стол перед Толькой Гурь­ яновым, нашим активистом, свой комсомольский билет. Ему многие возражали, но он стоял на своем, долго читал какие-то цитаты из трудов Маркса, Энгельса, но я ничего не слышала и ничего не понимала. Дома всю ночь писала длинное-предлинное письмо в обком комсо­ мола, в котором просила разобраться в моем «деле», восстановить меня в комсомоле и строго наказать Анатолия Гурьянова. К весне жегинский колхоз «Пролетарский труд» был вновь создан, приступил к пахоте и раньше всех в сельском Совете посеял яровые. О нем даже написали в местной газете. А к окончанию школы и меня восстановили в комсомоле. На выпускной вечер мы с Настей пришли, как говорили у нас в де­ ревне, разнаряженные «в пух и прах». На нас были черные юбки из «чер­ товой кожи» и Зелые кофточки из коленкора с матросскими воротни­ ками. На ногах —прорезиненные тапочки и белые носочки. На вечере мы пели песни, читали стихи, танцевали. Нас с Настей, как «морячек», упросили станцевать «Яблочко». Всем нам вручили свидетельства об окончании школы и рекоменда­ ции. Меня и Гурьянова рекомендовали в педагогическое училище, Нас­ тю Рассказову — в сельскохозяйственный техникум. Но тогда со страниц газет нас звали стройки первой пятилетки. И почти весь выпуск разъехался кто куда. Все стремились участвовать в индустриализации страны. Мы хотели работать и учиться. В то лето брат Василий приехал с семьей в отпуск в деревню к маме. Помог накосить сена для коровы, заготовил дров на зиму. Много расска­ зывал о Москве, о стройках. И о том, что в столице сооружается подзем­ ная железная дорога —метро. — Это зачем же? —спросила мама. — Чтобы быстрее добираться до работы,—ответил Вася.—Во мно­ гих развитых странах метрополитен существует еще с Середины прошло­ го века. Мы все удивлялись. И как-то очень уж необычно звучало это незна­ комое слово—метрополитен. Про себя я тут же решила, что поеду с братом в Москву и постара­ юсь устроиться на эту загадочную стройку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2