Сибирские огни, 1981, № 8
ДЕРЖИСЬ, СЕСТРЕНКА! 37 — Я пишу письма, но вот сама не получаю давно. Иногда бывает очень грустно, но я привыкла, вернее, внушаю себе, что виновата поле вая почта. — В твои годы можно еще себе что-то внушить приятное,—сказал комиссар, впервые обращаясь на ты.—Приходи ко мне со всеми вопро сами, радостью и горем, будем вместе решать.—И он протянул мне руку. Я пожала ее и вышла. Вышла одновременно и радостная, и груст ная. Радостная оттого, что комиссар дал мне «добро», и потому, что встретила в его лиде как будто родного человека. А грустно от жа лости к нему, к больному человеку, потерявшему здоровье еще на фрон тах гражданской войны. Начальник штаба рассказал нам о боевом пути полка и о летчиках, отличившихся в боях. — Личный состав, из которого сформирован наш 805-й штурмовой полк,—-начал свой рассказ капитан Белов,—входил в 138-й скоростной бомбардировочный полк. Полк был пятиэскадрильный, и командовал им майор Михаил Николаевич Козин. С первого дня войны полк начал боевую работу. Полк наносил бомбовые удары по колоннам немецко-фа шистских войск, двигавшимся от западной границы в направлении Кие ва. Потери наши были большие. На боевые задания летали без сопро вождения наших истребителей, а «мессеров» над войсками противника было много, да и плотным зенитным огнем они были хорошо .прикрыты. Самолеты «СБ» были сильно подвержены огню, летали только днем. Горящий самолет беспорядочно падал, летчик мог выпрыгнуть с парашютом, а вот стрелку мешала пулеметная турель; еще сложнее было выброситься штурману через тесный нижний люк. В этот тяжелый период полк потерял большую половину личного состава и самолетов. Ушел в разведку комиссар полка Привезенцев и с задания не вернулся. Когда в полку не осталось почти ни одного самолета, полк по железной дорогё прибыл в город Махачкала, а потом морем в Астрахань для пере учивания на самолет «ПЕ-2»—пикирующий бомбардировщик конструк ции Петлякова. По Каспийскому морю плыли на танкере. Под Астраханью были скованы льдом и целую неделю не могли выбраться из плена. Про дукты закончились. Наконец пришел ледокол и вывел из льдов танкер и большой караван рыбацких шхун. Не успели разместиться, как новый приказ —начать изучение самолета-штурмовика «ИЛ-2». И опять в путь. Теперь уже в город Куйбышев на завод за самолетами. Здесь, на за водском аэродроме, полк получил наименование 805 ШАП, личный со став переучился, и полк улетел на фронт в состав 230-й штурмовой авиа ционной дивизии... Первым делом инженер полка принял у нас экзамен на знание ма териальной части самолета «ИЛ-2». Инженер по вооружению проверил знание оружия. Штурман полка и начальник воздушно-стрелковой служ бы учили нас и тут же, на земле, у самолета и в самолете, экзаменовали по ориентировке на малых высотах, стрельбам, бомбометанию, маневру, распознаванию силуэтов вражеских самолетов, их уязвимых мест и тактике боя. Наконец, все сдано, и нас допустили к полетам. В полку имелся учебно-тренировочный самолет такой же марки со второй кабиной для инструктора и с двойным управлением —спарка «УЙЛ-2». Вывозить на спарке нас стал штурман полка капитан Карев. Когда я выполнила два полета по кругу, он по переговорному аппарату попро сил меня зарулить самолет на стоянку и выключить. Ну, думаю, сейчас будет мне разгон, чем-то я капитану не угодила, хотя он з полете не проронил ни слова, только мурлыкал мелодии из оперетт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2