Сибирские огни, 1981, № 8
190 у к н иж н ой п о л к и Строительство первого моста через Обь, е которого собственно и начался наш город, и становление Академгородка, знаменующее качественно новый этап в развитии Новосибирска и освоении всего Зауралья,— удивительным и вместе с тем совершенно закономерным образом сов пали с археологическими находками. Раз ве не символична и еще одна находка — бронзовая фигурка всадника, обнаружен ная в 1956 г. у железнодорожного моста через реку Иня! Эти предметы свидетельствуют о том, что мы обосновались тут не на пустом месте, не явились, так сказать, первожи телями. Бронзовые находки — посланцы прош лого, свидетели истории, вещественные знаки связи времен, указывающие среди всего прочего еще и на то, что люди да леких веков, для которых Сибирь, как и для нас, была родиной, о'ставили нам эту землю такою, что мы до сих пор по инерции нет-нет да и назовем ее «при вольной и заповедной». А когда называем Сибирь — богатой и красивой, то мы просто констатируем очевидный факт, Наша история, история нашей культу ры — вот одно из составляющих главное богатство и красоту края. Пристрастное знание прошлого, уважение к былому, понимание его как истока — это лежит в основе любви к родной земле. Вот он, образ связи времен: каменный Окуневский идол в Академгородке смот рит в глаза академика Окладникова... Из бесед со студентами, с представи телями технической интеллигенции, а по рою и творческой тоже,— выясняется, на сколько стойко детское, школьное пред ставление о Западной СибирЙ древней ших времен, как о безлюдном пустынном крае, о котором до прихода Ермака Ти мофеевича и сказать-то толком нечего. Убеждение ложное, являющееся, в част ности, результатом и того, что каждому сибирскому школьнику дотошно и под робно рассказывается о Древнем Египте и Вавилонии — это бесспорно необходи мо!— а вот история родного края, в том числе и древнейшая, так и остается для него навсегда закрытой книгой. Напрягши перегруженную, оккупированную точными науками память, школьник еще сможет сказать, в каком году Ермак пришел в Сибирь, но не более того, А какие люди жили в каменном или бронзовом веке на территории его родного района, может быть, и в километре от его поселка или от его городской квартиры,— это ему не ведомо. — Ну и что? — спросит иной человек.— Что тут страшного? Возможно, ничего страшного и нет, од нако исподволь и усиленно ориентируя школьника на то, что все замечательное, неповторимое, исторически важное и цен ное находится не здесь, не в Сибири, не в его родных местах, а, скажем, в Асси рии и Вавилонии,— не рвем ли мы тем самым связей подрастающего поколения с родным полем? Или, говоря иначе, дос таточно ли мы способствуем тому, чтобы у юного сибиряка на уровне гуманитар ного знания укреплялись связи с родным селом, ровной землей, родным краем? Как дерево не возрастает без корней, так и человеку без «корней» невозможно занять в жизни социально активную пози цию, ощутить себя частью народа, реали зовать свою личность в творческом тру де. Что есть «корни» челоівека? Это, во- первых, привязанности к земле и людям, среди которых человек родился и вырос. Это постоянное ощущение преемственно сти, ощущение того, что ты живешь, ты работаешь, воплощая мечты всех живших до тебя родичей и земляков. Ты ответст вен перед ними за свои дела. Человека «без корней» отличает высокомерное, пре небрежительное отношение к прошлому, рожденное изъянами воспитания и зияю щими пробелами в образовании. Издание «Археологической карты Но восибирской области» — подробного, кар тографированного описания более чем восьмиста памятников — предпринято, в частности, и с целью способствовать за полнению этих пробелов. Монография с полной уверенностью позволяет сказать о том, что археологические материалы и памятники нашей области вполне доста точны для того, чтобы при изучен* и древ них времен сибирские школьники в пер вую очередь основывались и на родном материале. Действительно, один уровень знаний можно достичь лекцией и при мелькавшейся картинкой Чертомлыкской вазы, и качественно иной уровень полу чится, когда рассказ педагога будет сов мещен с осмотром древнего поселения, городища, беседой на кургане. «В настоящее время в школьные прог раммы по истории СССР введены уроки по историческому краеведению, для под готовки которых учителя истории часто не имеют никаких материалов. Вышедшие в последнее время методические пособия по историческому краеведению, включа ющие разделы по древней истории обла сти, несомненно, имели большое значе ние. Однако указанные разделы написа ны не специалистами! и не отражают современного уровня развития науки»,— говорится во вступлении к рецензируемой монографии,— «поэтому в работе специ ально віведен раздел, посвященный крат кому описанию исторических процессов, происходивших на территории области». Добавим, и первая глава — краткий обзор истории археологических исследований на шей области,— несомненно, сможет стать ценным материалом для преподавателей исторического краеведения. Поможет им и подробнейшая библиография по рас сматриваемой теме, помещенная в книге. ® 1721 1722 гг. в Западной Сибири по бывал Д. Г. Мессершмидт, его дневники полностью изданы около двадцати лет назад в ГДР... В 1733—1743 гг. по Сибири путешествует Г. Г. Гмелин (д. Ояшинская— Умревинский острог — Ташара). Кроме этих пунктов по нашей области, он пишет о мо гильниках и древних укреплениях по реке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2