Сибирские огни, 1981, № 8

190 у к н иж н ой п о л к и Строительство первого моста через Обь, е которого собственно и начался наш город, и становление Академгородка, знаменующее качественно новый этап в развитии Новосибирска и освоении всего Зауралья,— удивительным и вместе с тем совершенно закономерным образом сов­ пали с археологическими находками. Раз­ ве не символична и еще одна находка — бронзовая фигурка всадника, обнаружен­ ная в 1956 г. у железнодорожного моста через реку Иня! Эти предметы свидетельствуют о том, что мы обосновались тут не на пустом месте, не явились, так сказать, первожи­ телями. Бронзовые находки — посланцы прош­ лого, свидетели истории, вещественные знаки связи времен, указывающие среди всего прочего еще и на то, что люди да­ леких веков, для которых Сибирь, как и для нас, была родиной, о'ставили нам эту землю такою, что мы до сих пор по инерции нет-нет да и назовем ее «при­ вольной и заповедной». А когда называем Сибирь — богатой и красивой, то мы просто констатируем очевидный факт, Наша история, история нашей культу­ ры — вот одно из составляющих главное богатство и красоту края. Пристрастное знание прошлого, уважение к былому, понимание его как истока — это лежит в основе любви к родной земле. Вот он, образ связи времен: каменный Окуневский идол в Академгородке смот­ рит в глаза академика Окладникова... Из бесед со студентами, с представи­ телями технической интеллигенции, а по­ рою и творческой тоже,— выясняется, на­ сколько стойко детское, школьное пред­ ставление о Западной СибирЙ древней­ ших времен, как о безлюдном пустынном крае, о котором до прихода Ермака Ти­ мофеевича и сказать-то толком нечего. Убеждение ложное, являющееся, в част­ ности, результатом и того, что каждому сибирскому школьнику дотошно и под­ робно рассказывается о Древнем Египте и Вавилонии — это бесспорно необходи­ мо!— а вот история родного края, в том числе и древнейшая, так и остается для него навсегда закрытой книгой. Напрягши перегруженную, оккупированную точными науками память, школьник еще сможет сказать, в каком году Ермак пришел в Сибирь, но не более того, А какие люди жили в каменном или бронзовом веке на территории его родного района, может быть, и в километре от его поселка или от его городской квартиры,— это ему не­ ведомо. — Ну и что? — спросит иной человек.— Что тут страшного? Возможно, ничего страшного и нет, од­ нако исподволь и усиленно ориентируя школьника на то, что все замечательное, неповторимое, исторически важное и цен­ ное находится не здесь, не в Сибири, не в его родных местах, а, скажем, в Асси­ рии и Вавилонии,— не рвем ли мы тем самым связей подрастающего поколения с родным полем? Или, говоря иначе, дос­ таточно ли мы способствуем тому, чтобы у юного сибиряка на уровне гуманитар­ ного знания укреплялись связи с родным селом, ровной землей, родным краем? Как дерево не возрастает без корней, так и человеку без «корней» невозможно занять в жизни социально активную пози­ цию, ощутить себя частью народа, реали­ зовать свою личность в творческом тру­ де. Что есть «корни» челоівека? Это, во- первых, привязанности к земле и людям, среди которых человек родился и вырос. Это постоянное ощущение преемственно­ сти, ощущение того, что ты живешь, ты работаешь, воплощая мечты всех живших до тебя родичей и земляков. Ты ответст­ вен перед ними за свои дела. Человека «без корней» отличает высокомерное, пре­ небрежительное отношение к прошлому, рожденное изъянами воспитания и зияю­ щими пробелами в образовании. Издание «Археологической карты Но­ восибирской области» — подробного, кар­ тографированного описания более чем восьмиста памятников — предпринято, в частности, и с целью способствовать за­ полнению этих пробелов. Монография с полной уверенностью позволяет сказать о том, что археологические материалы и памятники нашей области вполне доста­ точны для того, чтобы при изучен* и древ­ них времен сибирские школьники в пер­ вую очередь основывались и на родном материале. Действительно, один уровень знаний можно достичь лекцией и при­ мелькавшейся картинкой Чертомлыкской вазы, и качественно иной уровень полу­ чится, когда рассказ педагога будет сов­ мещен с осмотром древнего поселения, городища, беседой на кургане. «В настоящее время в школьные прог­ раммы по истории СССР введены уроки по историческому краеведению, для под­ готовки которых учителя истории часто не имеют никаких материалов. Вышедшие в последнее время методические пособия по историческому краеведению, включа­ ющие разделы по древней истории обла­ сти, несомненно, имели большое значе­ ние. Однако указанные разделы написа­ ны не специалистами! и не отражают современного уровня развития науки»,— говорится во вступлении к рецензируемой монографии,— «поэтому в работе специ­ ально віведен раздел, посвященный крат­ кому описанию исторических процессов, происходивших на территории области». Добавим, и первая глава — краткий обзор истории археологических исследований на­ шей области,— несомненно, сможет стать ценным материалом для преподавателей исторического краеведения. Поможет им и подробнейшая библиография по рас­ сматриваемой теме, помещенная в книге. ® 1721 1722 гг. в Западной Сибири по­ бывал Д. Г. Мессершмидт, его дневники полностью изданы около двадцати лет назад в ГДР... В 1733—1743 гг. по Сибири путешествует Г. Г. Гмелин (д. Ояшинская— Умревинский острог — Ташара). Кроме этих пунктов по нашей области, он пишет о мо­ гильниках и древних укреплениях по реке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2