Сибирские огни, 1981, № 8
188 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ Чево токма в жизни не понаслушалс», а вот нет ничо лучче, ковда на своем пого воре сказку слушаешь али другой какой рассказ, про старое или про новое. Вот ковда от дома далеко, да земляка встре- нишь, да как услышишь от нево два-три слова, которы в твоей деревне слыхал с детства, ну адали домой на побывку съез дил. Вот что значит родное слово услы шать». Геннадий КАРПУНИН Редкие и исчезающие растения Сибири. Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1980. Что ни название — всякое звучит, как стихи, во всяком'удивительно, как в капле росы, собрана сверкающая поэзия нашей речи. Душа поэзии, живая красота приро ды, не она ли пропела, прошептала, рас цветила и зажгла эти слова: весенний сибирский адонис, желтый башмачок, > алтайская ветреница, клобучкозая гнез-- довка, рыхлый гребенщик, болотный дремлик, живокость, калина, кандык, си бирский касатик, ковыль, котовник, чисто белая кувшинка, а'зиатская купальница, кудреватая лилия, липа, любка, морская наяда, исполинская овсяница, остроконеч ная осока, белый очеретник, марьин ко рень, рогоз, сирения, солодка, тайник, те лорез, черемуха, ятрышник... Прекрасно имя любимой, но бесконеч но прекраснее любимая. Поэтичны на звания растений, но многоцветный луг, тень липы, лог, переполненный пряной пе ной цветущей черемухи, костры горицве та в сумрачном лесу, спокойные купаль ницы в реке детства, красные грозди калины на заснеженных ветках, седые бы линные ковыли — не выше ли все это наших самых поэтических слов, с помощью которых мы пытаемся передать красоту сибирской земли и нашу любовь к ней? Действительно, уже только перечень растений читается, как поэма, но поэма печальная, тревожная, отражающая драму современности с предельным реализмом. Эта драма — отношения природы и че ловека. Этот перечень — растения, нуждающи еся в охране по Новосибирской области. Растения, сокращающие свою численность по вине человека, растения редкие, весь ма редкие, растения, .стоящие на грани вымирания. По нашей области таких видов более тридцати, по Сибири — 3581 Трава, цветок или дерево — они не мо гут убежать, отойти в сторону, уступить дорогу «царю природы», они умирают там, где родились, и нет у них, в отличие от человека, выбора. Мы же — каждый из нас — должны сделать, свой выбор. Мы должны наконец понять, что охапка весеннего горицвета, вянущая в ваших руках в духоте вагона электрички, столь же противоестественна и чудовищна, как раздазленная автомоби лем собака. Когда мы рубим молодую сосенку на колья для своей палатки, то должны ви деть1 не деревце, а своего ребенка, осо знать это и сделать выбор — убивать или не убивать. Человек живет, потребляя природу, и мы не должны лишать возможности нор- , мальной жизни будущие поколения, поэ тому разумность, естественная рацио нальность потребления поставлена в нашем обществе на уровень государствен ного закона, который должен стать мо ральной, этической нормой каждого че ловека. Растительный мир — вот что лежит в основе оптимистического взгляда в буду щее. Неиссякаема энергия солнца, расте ния, перерабатывая ее, бесконечно могут снабжать человека всем необходимым для его жизни. В 1973 году в одном из своих эссе Станислав Лем писал: «Водо росль вы считаете более простой, а ста ло быть, и более примитивной, и поэтому в иерархии совершенства ставите ее ниже орла. Но эта водоросль вводит фотоны солнца в клетки своего организма, она превращает осадки космической энергии непосредственно в жизнь, и поэтому бу дет жить, пока будет светить солнце. Она питается звездой, а чем .— орел? Мыша ми, как паразит, живущий за их счет, мы ши же — корнями растений, то есть на земной версией океанических водорос лей, и из таких пирамид... складывается вся биосфера, ибо зелень растений — ее жизненный оплот». Не «сук, на котором сидим», а «жиз ненный оплот», фундамент грандиозного здания человеческой культуры, цивилиза ции. Вспомним, что Не только сегодняш няя нива или кедровник, заросли черему хи или золотого корня входят в этот фун дамент, но й уголь, и нефть, ибо они то же запасы солнечной энергии, первично переработанной и законсервированной именно растительным миром. Но вернемся от масштабов космиче ских — к земным. Все мы, конечно, зна ем, видели, как недомогающие животные ищут какие-то травки и лечатся.ими до вольно успешно. Это природное, инстинк тивное знание чудодейственных свойств корений, трав и цветов человеком давно утрачено. Народная медицина, которая частью сохранила древнее знание чело века в этой области, некоторое время расценивалась, как проявление только дремучей темноты и суеверия, Теперь, когда наметилось общее внимание и к ра циональному зерну в народной медици не, и к лекарственным свойствам расте ний, складывается, такое положение, что иные редкие растения могут исчезнуть раньше, чем мы откроем и изучим их по лезные свойства. С другой стороны, ска жем, самодеятельные собиратели того же золотого корня — это страшный бич при роды. Плоды их варварской деятельности в Горном Алтае не поддаются описанию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2