Сибирские огни, 1981, № 8

188 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ Чево токма в жизни не понаслушалс», а вот нет ничо лучче, ковда на своем пого­ воре сказку слушаешь али другой какой рассказ, про старое или про новое. Вот ковда от дома далеко, да земляка встре- нишь, да как услышишь от нево два-три слова, которы в твоей деревне слыхал с детства, ну адали домой на побывку съез­ дил. Вот что значит родное слово услы­ шать». Геннадий КАРПУНИН Редкие и исчезающие растения Сибири. Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1980. Что ни название — всякое звучит, как стихи, во всяком'удивительно, как в капле росы, собрана сверкающая поэзия нашей речи. Душа поэзии, живая красота приро­ ды, не она ли пропела, прошептала, рас­ цветила и зажгла эти слова: весенний сибирский адонис, желтый башмачок, > алтайская ветреница, клобучкозая гнез-- довка, рыхлый гребенщик, болотный дремлик, живокость, калина, кандык, си­ бирский касатик, ковыль, котовник, чисто­ белая кувшинка, а'зиатская купальница, кудреватая лилия, липа, любка, морская наяда, исполинская овсяница, остроконеч­ ная осока, белый очеретник, марьин ко­ рень, рогоз, сирения, солодка, тайник, те­ лорез, черемуха, ятрышник... Прекрасно имя любимой, но бесконеч­ но прекраснее любимая. Поэтичны на­ звания растений, но многоцветный луг, тень липы, лог, переполненный пряной пе­ ной цветущей черемухи, костры горицве­ та в сумрачном лесу, спокойные купаль­ ницы в реке детства, красные грозди калины на заснеженных ветках, седые бы­ линные ковыли — не выше ли все это наших самых поэтических слов, с помощью которых мы пытаемся передать красоту сибирской земли и нашу любовь к ней? Действительно, уже только перечень растений читается, как поэма, но поэма печальная, тревожная, отражающая драму современности с предельным реализмом. Эта драма — отношения природы и че­ ловека. Этот перечень — растения, нуждающи­ еся в охране по Новосибирской области. Растения, сокращающие свою численность по вине человека, растения редкие, весь­ ма редкие, растения, .стоящие на грани вымирания. По нашей области таких видов более тридцати, по Сибири — 3581 Трава, цветок или дерево — они не мо­ гут убежать, отойти в сторону, уступить дорогу «царю природы», они умирают там, где родились, и нет у них, в отличие от человека, выбора. Мы же — каждый из нас — должны сделать, свой выбор. Мы должны наконец понять, что охапка весеннего горицвета, вянущая в ваших руках в духоте вагона электрички, столь же противоестественна и чудовищна, как раздазленная автомоби­ лем собака. Когда мы рубим молодую сосенку на колья для своей палатки, то должны ви­ деть1 не деревце, а своего ребенка, осо­ знать это и сделать выбор — убивать или не убивать. Человек живет, потребляя природу, и мы не должны лишать возможности нор- , мальной жизни будущие поколения, поэ­ тому разумность, естественная рацио­ нальность потребления поставлена в нашем обществе на уровень государствен­ ного закона, который должен стать мо­ ральной, этической нормой каждого че­ ловека. Растительный мир — вот что лежит в основе оптимистического взгляда в буду­ щее. Неиссякаема энергия солнца, расте­ ния, перерабатывая ее, бесконечно могут снабжать человека всем необходимым для его жизни. В 1973 году в одном из своих эссе Станислав Лем писал: «Водо­ росль вы считаете более простой, а ста­ ло быть, и более примитивной, и поэтому в иерархии совершенства ставите ее ниже орла. Но эта водоросль вводит фотоны солнца в клетки своего организма, она превращает осадки космической энергии непосредственно в жизнь, и поэтому бу­ дет жить, пока будет светить солнце. Она питается звездой, а чем .— орел? Мыша­ ми, как паразит, живущий за их счет, мы­ ши же — корнями растений, то есть на­ земной версией океанических водорос­ лей, и из таких пирамид... складывается вся биосфера, ибо зелень растений — ее жизненный оплот». Не «сук, на котором сидим», а «жиз­ ненный оплот», фундамент грандиозного здания человеческой культуры, цивилиза­ ции. Вспомним, что Не только сегодняш­ няя нива или кедровник, заросли черему­ хи или золотого корня входят в этот фун­ дамент, но й уголь, и нефть, ибо они то­ же запасы солнечной энергии, первично переработанной и законсервированной именно растительным миром. Но вернемся от масштабов космиче­ ских — к земным. Все мы, конечно, зна­ ем, видели, как недомогающие животные ищут какие-то травки и лечатся.ими до­ вольно успешно. Это природное, инстинк­ тивное знание чудодейственных свойств корений, трав и цветов человеком давно утрачено. Народная медицина, которая частью сохранила древнее знание чело­ века в этой области, некоторое время расценивалась, как проявление только дремучей темноты и суеверия, Теперь, когда наметилось общее внимание и к ра­ циональному зерну в народной медици­ не, и к лекарственным свойствам расте­ ний, складывается, такое положение, что иные редкие растения могут исчезнуть раньше, чем мы откроем и изучим их по­ лезные свойства. С другой стороны, ска­ жем, самодеятельные собиратели того же золотого корня — это страшный бич при­ роды. Плоды их варварской деятельности в Горном Алтае не поддаются описанию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2