Сибирские огни, 1981, № 8
184 действенность и активность определяется в' конечном счете идейной направленно стью. Понятие ответственности мемуари ста неразрывно с понятиями объективно сти и моральной чистоты, искренности и заинтересованности в правде изображае мого опять-таки во имя целей, какие ав тор сознательно перед собою ставит. Внешне, судя по предисловию «от ав тора», Марк Юдалевич, написавший «рас сказы-воспоминания», руководствовался двумя положениями: — История литературы — не эстафета классиков, потому что без малого не бы вает большого... — Нельзя серьезно изучать литературу, не учитывая тех процессов, которые про исходят на периферии... Однако эти положения, помимо прямо го литературоведческого назначения, име ют и свой глубинный подтекст. Практи чески, в книге все пронизано любовью к краю и к его людям, широким представ лениям о границах нашей деятельности и в территориальном смысле и во времен ном. Человеку небезразлично, где он жи вет. А прошлое для мемуариста неотде лимо от настоящего, имеет равновеликую цену, поскольку это и его прошлое. Пи сатель рассказывает о литературной жиз ни Алтая, а па ходу чтения книги выясня ется, что изображена и «литературная», и «общая» наша жизнь и касается автор не одной периферии. Прежде всего обна ружилось, что литературная жизнь Алтая, например, не была да ,и не могла быть отделена глухой стеной от литературной и всякой иной жизни всей России. Писа тели-сибиряки учились в столице, печата лись в центральных издательствах, в газе тах и журналах. В Сибирь немало при езжало писателей, особенно когда на том же Алтае происходили важные события. К тому же, Сибирь все чаще и чаще за являла о себе выдающимися талантами, ставшими всесоюзно известными. Но дело не только в этом. А в том еще, что всех нас, родившихся в первые деся тилетия XX века, по-особенному объеди нила война. И что бы мы ни делали в Свои юношеские и зрелые годы, все так или иначе было подчинено войне, потому представляется ныне и значительным, и непреходящим. Книга М. Юдалевича не случайно названа «Однополчане», ]и не случайно в ней такое место занимают люди, прошедшие по трудным дорогам войны. Да, может, «лобастые мальчики рево люции» — Николай Копыльцев, Иосиф Ливѳртовский и Георгий Суворов — как поэты не успели реализовать всех своих возможностей, как не успели это Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Май оров. Однако все то, что делается сейчас по собиранию и сохранению их произве дений, писем, воспоминаний о них, что уже собрано и сохранено, свидетельству ет — это важная страница нашей истории вообще и поэтической в частности, пото му что эти поэты продемонстрировали единство слова и дела в решающий пе у к н и ж н о й п о л к и риод в жизни всего советского народа. Сам участник войны М. Юдалевич выпол нял свой долг перед памятью своих дру- зей-сверстников, он сосредоточил наше внимание не на том, как они хорошо пи сали,— начинали же молодые поэты в са мом деле хорошо,— а на том, как они жили, какими человеческими качествами обладали и как эти их качества — патри отов, гуманистов, интернационалистов — отражались в их стихах, обусловливали их поведение. И закономерно, что главы о поэтах, погибших на войне, перекликают ся с очерками о писателях, вернувшихся с фронта,— Н. Г. Дворцове и И. А. Жоло бове. Они стали писателями после войны. Но, может быть, потому и стали ими, что их переполняло пережитое... Их книги, непритязательные по форме, но искренние и. волнующие, говорят нам сегодня, что где бы ни был советский солдат — в рядах ли армии, в партизанах, в плену,— он сражается до последнего. В кратких очерках о Н. Дворцове и И. Жо лобове М. Юдалевич стремился к рас крытию их человеческой сути, и это ему удалось, хотя, казалось бы, суть эта лег ко обнаруживается в книгах самих писа телей. В том-то и дело, что иначе и под другим углом зрения. Пусть кратко, пото му несколько схематично, но перед нами проходит не часть жизни человека, а те перь уже целая его жизнь, тем самым высвечиваются такие его черты, которые определяют в конечном счете характер всего поколения защитников Отчизны. Вообще, рассказывая о писателе, труд но н е ,касаться его произведений. Случа ется, что эти рассказы превращаются в характеристику всего его творчества. Так поступает и М. Юдалевич, когда создает свои «портреты» Ивана Фролова, Ильи Мухачева или Бориса Каурова. Создавая образ поэта Ивана Фролова, М. Юдале вич прослеживает его творческий путь. Он ценит первую книгу И. Фролова «Моя Кулунда», отмечает ее своеобразие, а за тем высказывает существенные замеча ния о последующих его книгах. В них по эт оторвался от «реальных противоречий» деревни, не заметил главных процессов, определявших ее будущее. Об Илье Му- хачеве известны и статьи, и воспомина ния. Но страницы записей М. Юдалевича о поэте имеют свою ценность, потому что они говорят впрямую об эстетических взглядах Ильи Андреевича и о его само оценке. И. Мухачев, безусловно, скромен, что отмечалось и другими мемуаристами, здесь же говорится о предельной высоте требований поэта к поэзии, кем бы она ни создавалась. «Вот человек,— размыш ляет он, по свидетельству М. Юдалеви ча,— купил мою книжку и, предположим такой редкий случай, читает. Провел не сколько часов. А ведь эти-то часы он мог за Лермонтовым провести...» Поэт трево жен, недоволен своей работой. А читате ля, ' возможно, неожиданно для поэта именно это недовольство, ,эта тревога и эта взыскательность, непременно отра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2