Сибирские огни, 1981, № 8
182 У к н и ж н о й ПОЛКИ сильевны в тот день была «неадекватная реакция на окружающее». Причиной тому послужили обстоятельства, связанные с ее семейным неустроенным положением: учи тельница пожаловалась на сына — «предо ставлен самому себе», позвонила мать и возмущалась связью дочери с женатым человеком: «Что может быть унизительнее твоего положения? Он делает тебе подар ки, приносит духи, конфеты, даже колбасу, но зарплату несет в семьюі» И не спасают Лидию Васильевну ее рассуждения о сча стье любить и быть любимой, которое до роге видимости благополучия в семьях, где нет истинной любви. Не спасает и поза гордой независимости от людской молвы. Нет гармонии, нет уверенности в душе. Единственный выход — разойтись. Серьез но и честно: «Сейчас поехать к нему и всему положить предел, и жить одной, и работать, работать — руки снова обретут твердость, и не станет она ни на кого огля дываться, и будет у нее маленькая, но на дежная семья — она и Никита...» Так ду мает героиня, так, очевидно, она и посту пит, но... плачет. Плачет и плачет. Не может быть полноты человеческого счастья без хорошей дружной семьи, осно ванной на любви,— таков вывод из пове сти. И будь проклято все, что мешает жен щине соединить свою судьбу с любимым. Будь прокляты войны, приводящие к «де- формированности возрастной пирамиды», когда уже в момент рождения девочек ясно, что многие из них никогда не станут женами... Просто их женихи не родились. Что же делать таким неудачницам? Им ос тается только быть «и самостоятельными, и сильными!.. И выдерживать все: работу, страдания, нарекания, одиночество...» Но чего зто стоит, мы видим на примере ге роини и на примере судьбы еще одной пары — Ирины и Азарова. Правда, появ ляются они в поле зрения читателя почти что под самый финал повести, и потому образы их только намечены, контурно на бросаны, но, как видно, писательницу ни сколько не заботят классические принципы композиции. Ей, подобно представителям импрессионистической школы живописи, вовсе необязательно прописывать детали — важно передать во всей полноте впечат ление, общее настроение для восприятия всего замысла. Азаров, не пожелавший по рвать с женой ради другой, более сильной привязанности, несмотря на всю видимость достигнутого благополучия, не в силах пре возмочь незатихающую боль разлуки. Как только выбирается свободное время, он едет к морю на место последнего свидания с Ириной и «бродит, как неприкаянный...» Будь прокляты все условности, мешающие людям быть счастливыми! Таков оконча тельный вывод, который можно сделать из повести, хотя он и не звучит так катего рично и так однозначно: многое автор оставляет для читательского домысла. Новая книга М. Назаренко, несмотря на различие жизненного материала, положен ного в основу двух повестей, едина в сво- ем устремлении к гармонии человеческого бытия, исполнена чувства тревоги за досто инство и полноту духовной жизни своих героев. Л. АЛТАЕВ Ю. Магалиф. Монолог. Стихи. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1980. Первая книга стихов Ю. Магалифа скла дывалась долго, несуетно и издана в канун его шестидесятилетия. Обращение к сти хам вызвано, вероятно, стремлением из вестного прозаика выразить те свои мысли и чувства, которые не адекватны прозаи ческой форме. Чем же интересен этот поэтический сборник? Какими чувствами и мыслями ис полнен монолог автора? Лирический герой стихотворений Ю. Ма галифа — представитель художественной интеллигенции того поколения, на долю которого выпали трудные испытания века, но которое «Прошло свою дистанцию до стойно, как подобает тем, кто впереди». Поэт не стремится противопоставить муд рость старших неопытности молодых. Он утверждает, что «жизнь в пространных связях круговых» подчинена единому Вре мени, в ней все взаимосвязано. «Мы все в родстве с Великим Временем»,— говорит он в поэме «Дальняя дистанция». Безраз лично, стар ты или молод, ты — «времени частица». С пониманием видит поэт, как мир ме няется, обновляется, как во все ускоряю щемся ритме городов «поет бесстрашно юность . про войну,— про Сталинград, про санитарный поезд, про черных похоронок белизну»... Но только созерцать и не думать, не тревожиться, не помнить о своей ответ ственности за жизнь на земле — человек не может... Незабываемы раны той «жут кой эпохи», когда только в одном Освен циме были «убиты порошком белесым че тыре миллиона человек». В стихотворении «Каролинка» опять звучит всесильная тема Времени, которое учит подходить к собы тиям жизни» с мерой правды и доброты, учит любить жизнь — главную, величай шую ценность! Устами поляка, на руке ко торого выжжен номер концлагеря, поэт говорит: Все ПОМНЮ Я . Но К ІК И ЗН И это, простите, отношенья не имеет. Благодаря иным воспоминаньям я до сих пор держусь на этом свете! ...Я много думаю и много думал о времени минувшем и грядущем. Что говорить — нам было нелегко. Но годы те. простите,— не эпоха. Эпоха — это весь двадцатый век, где против варварства и людобойства идет и доброта, и справедливость.... Время в стихах Ю. Магалифа, словно жи вое существо, присутствует постоянно, свя. зуя прожитое и настоящее, то продлеваясь в «Летящей Минуте», то персонифицируясь в неумолимого фонарщика («Романтика»), то застывая в зеркалах памяти («Монолог»), Время бешено скачет в поэме «Дальняя дистанция», бессильным прахом лежит под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2