Сибирские огни, 1981, № 8
180 у к н и ж н о й п о л к и лет, паровоз, грузовик... И после каждой такой встречи в душе Тимки постепенно складывалось желание самому создавать машины. Много лет спустя Тимофей Подкорытов вернется в родную Кручинку с «группой ученых и конструкторов, разрабатывающих комплекс сельскохозяйственных машин, безобидных для окружающей природы». Собственно говоря, сама идея «безобид ности» технического прогресса во многом исходит из двуединой сущности таких, как Подкорытов, выходцев из деревни (а это и Глеб Устинович, и Смирнов из «Непри вычного дела», и Андрюха Скворцов из «Практиканта»), волею судьбы и призвания ставших учеными, изобретателями или ру ководителями производства. Без их «зазем ленное™», умения чувствовать боль и нуж ды природы едва ли было возможно ре шать сложнейшие проблемы сегодняшнего дня, где технические, социальные и нрав ственные задачи завязаны в единый не разрывный узел. Сочетая в образе Тимофея Подкорытова впитанные сызмальства основы народной нравственности с огромным уважением к техническому прогрессу, А. Черноусое на талкивает читателя на серьезную мысль: совершенствование машин, шире — техни ческий прогресс невозможны без духов ного и нравственного совершенствования самого человека. Хотелось бы, правда, чтобы интересная эта мысль получила более отчетливое зву чание, поскольку в данный момент в пове сти она больше заявлена, чем проявлена. Не последнюю роль сыграли здесь компо зиционная монотонность повести, ее хро нологическая однолинейность. Образ Ти мофея Подкорытова тоже, несомненно, обогатился бы и выиграл, будь представ лен он не в одном временном измерении. Г. АРАБЕСКИН Марина Назаренко. Житие Степана Ледне ва.. М., «Современник», 1980. Две несхожие повести составляют со держание новой книги М. Назаренко. И ес ли одна из них — «Ты моя женщина» — продолжает традиционную для писатель ницы тему современной интеллигенции, то «Житие Степана Леднева», может быть, удивит неожиданностью обращения в теме села. Но это только в первый момент, по тому что очень скоро М. Назаренко дока жет, что жизнь современной деревни Не черноземной полосы не менее близка ей, чем судьбы врачей, педагогов, строителей Новосибирского академгородка, чем судь бы студенчества, писателей, ученых круп ного сибирского центра (роман «Кто пере двигает камни» и др.). Неторопливо текут события «Жития». По началу трудно привыкнуть к неожиданно тяжеловесной, вязкой манере повествова ния — продираешься сквозь местные ре чения и языковые неправильности, кото рыми щедро уснащена повесть. Вот характерный диалог: Степан Леднев ведет неторопливую беседу со своим со седом Григорием Пудовым. «— А я кота очень жалею. Может, при дет. Он все на шоссейку ходил. Идет по шоссейке — ноги высокие — издаля ви дать. Глянь, Марфа прет,— сюда, что ли? Все, не буду ей дом обшивать, отказыва юсь! Баба взъелась. Степан сел, отложил газету, тоже сказал решительно: — Нам и некогда, дождичек кончится — будем на стройке вкалывать. По мосту и впрямь, раздались шаги, дверь рванулась — Степан придержал со баку. — Батька дома? Гляди, намылиі Тамара, что ли, прибиралась? И что бы вы делали без нее? — Не снимай, не снимай, тетя Марфа, подотрем,— сказал Люськин голос...» Все здесь от бытовой недоговоренности, вы как бы включаетесь в жизненный поток с речевыми перебивками, обрывками фраз, за которыми тем не менее встает цельная, с настроением написанная картина. Но так произойдет при одном непременном усло вии — при некотором усилии читающего, при его активном включении в процесс со творчества. Те же усилия потребуются при чтении диалектизмов типа: «трактор ды бился», «протаракал мотоцикл», «земля наводопела», «небо расперлось», ' «Юрий вдвинулся на лавку», «тут кабаны все ко- пыром поставили»... Но ведь без этих сло вечек и характерностей, которые приво дятся не сколом, как в нашей цитате, а в меру, с чувством такта, не было бы свое- обычая говора этой старообрядческой в прошлом деревни Холсты, не было бы языковой неповторимости, отличающей по весть. Что же кроется за размеренным ритмом повествования и почему история жизни обыкновенного совхозного плотника назва на велеречиво «житием»? Нет ли тут пре тенциозности? Все обыденно в жизни Степана Леднева. Самая обыкновенная семья, где жена, до ярка, постоянно занята на ферме и где все заботы по хозяйству в основном легли на плечи Степана. А он не жалуется, все де лает, что нужно,— и скотину напоит, и дров наколет, и печь истопит. Но с особой охотой помогает одиноким женщинам, знает, что некому кроме него крыльцо по чинить, ухват на черенок насадить. Крыль цо он поправит не для того, чтобы плату получить, и не для того только, чтобы О Д И Н О КО Й женщине помочь, но и для того, чтобы вид развалившегося крыльца не портил красоту родной деревни. Крепко, всем сердцем любит Степан свои Холсты, как к родной семье относится к ее жи телям. Сидя на совхозном празднике, Степан обегал медленным взглядом лица «и чув ствовал, как он любит их всех — сердце разрывалось от признательности судьбе, соединившей его с ними, работящими и мудрыми, умеющими и неумеющими ЖИТЬ,— просто хорошими людьми». В де-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2