Сибирские огни, 1981, № 8
И КНИЖНП1Л полни Анатолий Черноусое. Чалдоны. Повесть. «Наш современник», 1980, №№ 5—6. Когда-нибудь мы все-таки возвращаем ся... К родным местам, дорогим и близким образам. К своим истокам. И этот неистре бимо жгучий интерес к начальным шагам своего существования пробуждается почти всегда неожиданно, как первая и самая яркая в своей внезапности молния, про рвавшая наконец толщу грозовых туч, це лый день сбивавшихся в пепельно-лиловое стадо. Жил вроде? да жил ты себе, не ощу щая до поры особого стремления проник нуться родовой памятью, как вдруг что-то ворохнулось в душе, высекло искру воспо минания,— и вот уже засветился крохотный огонек, который, разгораясь, озарил тот давний мир, где ты начинался.,. Может быть, потому обращение писате ля А. Черноусова, автора «Практиканта», «Непривычного дела», «Чужих» —' произ ведений исключительно современных по тематике, остросоциальных и злободнев ных по духу,—‘ к собственному детству не кажется ни случайным, ни неожиданным. Тем более что между упомянутыми произ ведениями и новой повестью существует зримая связь. Итак, еще одно путешествие в детство. Не первое и, наверное, далеко не послед нее. Неиссякаемая тема русской и совет ской литературы. Тема, которую чаще все го можно обрисовать так: раннее сиротст во или безотцовщина, ранняя трудовая жизнь, но вместе с тем быстрое взросле ние и формирование личности. Все это в полной мере присутствует и в «Чалдонах». Рано остается без отца, погиб шего на фронте, главный герой повести Тимка Подкорытов. Достается и ему лиха военных и первых послевоенных лет. С са мого раннего детства, в меру своих силе нок делает он всякую взрослую работу: помогает косить сено, пасти колхозное стадо, копать огород; он даже охотится, чтобы как-то поддержать семью в голод ное время. Но в этом довольно-таки схожем раскла де судеб героев произведений о военном и послевоенном детстве было бы невер ным видеть только схему. Здесь — судьба поколения, опаленного войной, а сходство его основных черт предопределено общи ми условиями, в которых оно мужало и росло. И, давая слово своему юному ге 12* рою, А. Черноусое перелистывает еще од ну страницу биографии этого поколения. Действие повести «Чалдоны» происходит попеременно: то в глухой сибирской де ревне Кручинка на берегу степного озера, то на одной из станций Транссибирской магистрали. В деревне живут дед и бабуш ка Тимки, на станции — его мать. Для мальчика это два различных мира, два разноэаряженных полюса, которые и фор мируют характер юного Подкорытова. Дед Антон и бабушка Анна олицетворя ют собой исконно сибирский, чалдонский уклад жизни. Оба эти образа выписаны автором с большим тщанием и любовью.. Люди удивительной души и щедрого серд ца, они стали для Тимки и ангелами-хра нителями, и поводырями в запутанном ла биринте человеческого бытия, и духовными наставниками. Их науку Тимка Подкорытов усвоил навсегда. Заключается она в любви к людям, к родной природе, в бережном отношении к традициям предков, в умении побеждать обстоятельства и стойко пере носить невзгоды. А всего в нескольких десятках километ рах, на станции, совсем другой темп жиз ни. Напряжение войны ощущается здесь гораздо острей и непосредственней: идут и идут военные эшелоны, с боевой техни кой и солдатами — на запад, с ранеными и эвакуированными — на восток. Этому же круговращению подчинена вся станционная жизнь. И народ здесь совсем другой, не жели в деревне: деповские рабочие, же лезнодорожные служащие, медперсонал, госпиталей. И «особинка» «Чалдонов» возникает тог да, когда два несхожих пласта народной жизни соприкасаются в одной точке — ду ше Тимки Подкорытова. В результате, при всей его традиционно сти, образ этот приобретает не только не повторимые черты, но и несколько иной ход развития. Связанный с деревней прочными корня ми, герой А. Черноусова все-таки уходит отсюда, но уходит не в поисках «сладкой жизни», заманчивой доли, которую сулит большой город, а уходит потому, что де-- ревия, как бы близка ни была, дала ему все, что могла. . С того самого момента, когда Тимка уви дел на дедовом огороде непонятного на значения машину, он уже не знал покоя: навсегда заболел любовью к технике. По том были первые увиденные в жизни само
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2