Сибирские огни, 1981, № 8
Александр Рубашкин УНИКАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТРУД В 1969 году в Новосибирске вышла в свет книга «Литературное наследство Сибири». На ее обложке значилось: «Том первый». Уже сами разделы этого солидного изда ния показывали: оно предпринято людьми, знающими цену литературным открытиям. В первой книге «Литнаследства» была не изданная переписка М. Горького с сибир скими писателями, воспоминания о Горь ком, в разделе «Забытое и найденное» напечатаны новые материалы (включая публикацию произведений) о писателях Иване Тачалове и Игоре Славнине. И еще — письма известных писателей Си бири видному ее исследователю Марку Константиновичу Азадовскому. Все это бы ло добротно подготовлено, снабжено на учным аппаратом (вступительные заметки, комментарий, именной указатель). И все- таки у читающего сборник появлялось со мнение, что издание будет продолжено, что за цифрой «1» появятся следующие. Оснований для таких сомнений было предостаточно. Книгу выпустило Западно- Сибирское книжное издательство, никакого грифа научного учреждения не значилось. Том имел общественную редколлегию и составителя. Но что значит «составить» по добную книгу? В последнее время’ слово «составитель» появляется на однотомниках поэм В. Маяковского или романов Э. Ре марка. Но там вся работа — дело одного вечера: составил по памяти список и по просил сделать расклейку. Во втором слу чае вся сложность в приобретении двух экземпляров книг. А здесь, в «Литнаследст- ве»,— каждый материал новый. Все эти письма, рукописи нужно получить из архи вов, от частных лиц, разыскать среди дру- «Литературное наследство Сибири», т. 1— 1969. т. 2 — 1972. т. 3 — 1974, т. 4 — 1979, т. 5 _ 1980. гих документов, порой малозначащих, про комментировать. Далеко не все имена от ражены в энциклопедиях и справочниках, исследователю насто приходилось идти по целине, чтобы написать одну-две строки, скажем, об этнографе и путешественнике прошлого века академике Миддендорфе, друге декабристов Лушникове или якут ском поэте Кулаковском... Уже в первом томе печатались письма Горького, под ко торыми гордо красовалось слово «авто граф». Казалось, что продолжение такого издания под силу целому сектдру литера турного НИИ. Спустя три года мне довелось рецензи ровать на страницах журнала «Русская ли тература» второй том сибирского «Литна следства», целиком посвященный Владими ру Яковлевичу Зазубрину, автору первого советского романа «Два мира», отмечен- ’ного В. И. Лениным. Выпуск монографиче ского тома означал, что его авторам (со ставителям, комментаторам) под силу ре шение сложных литературоведческих задач. Благодаря вновь опубликованным и впер вые собранным вместе материалам стано вилась яснее фигура Зазубрина, значение его работы не только для Сибири. Второй том «Литнаследства» производил впечатле ние цельное. Добрую его половину заняли несобранные ранее произведения писате ля — отрывки из второй и третьей частей его первого романа, очерки и рассказы, среди которых «Бледная правда» — одно из ярких произведений советской новелли стики двадцатых годов. Раздел завершали работы В. Зазубрина-критика, обзоры теку щей литературы, умные, глубокие сужде ния о «сибирском патриотизме», о любви к своему краю как части страны. «Мы по нимаем областничество, как изжитие ту ризма в искусстве. Конечно, были писате ли — областники узкие, сепаратисты, но сей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2