Сибирские огни, 1981, № 8

> «КАК Я ВСТАНУ ПЕРЕД МИРОМ?» лища подпоясались, натянули рукавицы,— ни в одной истории не написано...» Примерно такая же смесь чувств овла­ девает и автором «Железного потока», ког­ да он живописует лобовую .атаку армии Кожуха, в рядах которой бегут с кольем старики и бабы, сравнивая огромную ору­ щую толпу с «неведомой сатанинской си­ лой». Сатанинская сила! Казалось бы, ничто идеальное, возвышенное не устоит перед этим эмпирическим образом, запечатлев­ шим кровь и ужас. А чего стоит в своей грубой правде сцена крестьянского бунта 'в романе А. Веселого: «Всю ночь над церковной площадью ка­ чались саженнйе костры: жгли волостную библиотеку и дела Совета. Шайками шля­ лись по селу, вылавливали своих коммуни­ стов и комбедчиков. Степку Ежика пойма­ ли на гумнах и убили. Карпуху Хохленкова оторвали от жены с постели, вывели во двор и убили. Конного пастуха Сучкова, за­ хлестнув за шею вожжами, макали в про­ рубь, пока он не испустил дух. Сапожнику Пендяке наколотили на 1голову железный обруч. У него вывалились глаза. Акима Собакина нашли в погребе, в капустной ка­ душке. Дезертир Афоня Недоенный рубил его драгунской шашкой, ровно по грязи прутом шлепал, приговаривая: «Вот вам каклеты, а вот антрекот». Картины одна страшней другой. Но нор­ мальный человек, тем более нормальный крестьянин, не может долго жечь, враж­ довать, убивать. Простых людей тянет к земле, к работе, к дому. Состояние войны противно их природе. Мы видим, как ге­ рои книг неизменно попадают в полосу ус­ талости и образумления, рвутся к мирной, устойчивой жизни. И те, кто еще вчера безоглядно рубился, повинуясь инстинкту крови, сегодня должны оглядеться, оду­ маться, сделать правильный выбор. Процесс образумления, возрождения в народной массе человеческих ценностей, порядка и справедливости, обновление прак­ тического смысла этих ценностей в ходе ре­ волюции, этот «почвенный», «подземный» процесс видится трудным, неоднозначным, не имеющим скорого, абсолютного и про­ стого завершения в обозримой действи­ тельности. Все основные герои советской классики — каждый по-своему — причаст­ ны к этой духовной ситуации. Неоценимую художественную роль приобретают здесь и персонажи второго плана: Анисья и Лату- гин у А. Толстого, Прохор Зыков и Дуня- ша у Шолохова, боец Фролов у Фадеева и так далее. Народ, крестьянская среда, масса чуж­ даются прежде всего разного рода прагма­ тических крайностей, болезненно реагиру­ ют на все искусственное, фальшивое, са­ мочинное, ущемляющее, порой бурно взры­ ваются, хватая в свою очередь, через край, то и дело теряя твердые социальные ори. ейтиры. Тогда выходят на простор Сороки­ ны, махно и леоны черные, и не всегда удается их быстро и легко угомонить, коли они успевают крепко, монопольно «осед­ 173 лать» события. Тут не только трагедия че­ ловека и народа, но и трагедия общества. Наиболее умные, трезвые, дальнозоркие из героев-большевиков. чутко ощущают пульс народной психологии, народную по­ требность в самодеятельной общности и пытаются учесть народные настроения в своих действиях. В романе А. Веселого председатель уко- ма Павел в самый опасный момент, когда вроде бы и оглянуться окрест нет времени, а надо держать палец на спусковом крюч­ ке,— убеждает соратников: «Не пори го­ рячку, Капустин... бить надо думаючи. Вос­ стание, несомненно, вдохновляется кулака­ ми... Куг^ік использует и свое влияние на дередню, и наши ошибки, но сам-то кулак прячется за широкую спину бедняка и се­ редняка... Направленный в гущу восстания, наш удар вызовет еще .большее озлобле­ ние в массе крестьянства и надолго поссо­ рит нас с деревней...» Еще красноречивее сцена у М. Шолохо­ ва, рисующая беседу Штокмана с подвод. чиком-старовером, который везет их в Усть-Хоперскую. Разговор заходит о причи­ нах волнений, и казак приводит пример ко­ миссара Малкина, позволяющего себе «смы­ вание над народом». Штокман хмурится и обещает проверить факты, а в случае их подтверждения наказать Малкина. Казак со­ мневается в этом обещании. Тогда Штокман подчеркивает: «Советская власть расправ­ ляется только с врагами и тех представи­ телей Советской власти, которые неспра­ ведливо Обижают трудовое население, мы беспощадно караем». Казак хитрит: мол, дай вам бог, пожи­ вем — увидим. А Штокман вскоре погибает от вражеской пули при попытке разагити­ ровать восставшую часть, поддавшуюся на контрреволюционную провокацию. Но дело таких, как Штокман, не пропало даром. Благодаря их героическим усилиям основная масса «трудового населения» по­ няла, что почем, пошла за Советской вла­ стью и тем самым предопределила исход гражданской войны. Народ повернул за сильными людьми, идущими отстаивать право трудящихся на землю и мир, создающими жизнеспособ­ ную государственность, защищающими ре­ альные, социально-исторические интересы народа. «Поверили, поверили... Простые серд­ цем...— бормочет Кузьма Кузьмич после допроса у Ивана Горы.— Поверили — силь­ ные люди всегда просты... В этом их сила». В эпоху революции, голода и разрухи на­ род выдвинул из своей среды простых и сильных людей, таких, как Гора и Чугай, Чапаев и Штокман, Кожух и Левинсон... Эти люди стали ведущими героями совет­ ской классики. Исторический и гуманистиче­ ский смысл их героизма, их драматических биографий выражен в авторском рассуж­ дении А. Толстого: «Загадкой казались ис­ точники воодушевления русского народа. Идеи всеобщего счастья и справедливого общественного порядка,— казалось бы, на­ всегда погребенные под грудами тел ми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2