Сибирские огни, 1981, № 8
172 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ со всеми его мыслями о себе, о смерти Метелицы». Левинсон и сам не успевает толком уло вить смысл этого своего нового состоя ния — начинается бой и рефлексия «выклю чается». Но можно догадаться: Левинсона настигло сознание того, что его способ ность управлять событиями отнюдь не аб солютна и что он связан сложной обратной зависимостью с теми людьми, жизнью ко торых он научился распоряжаться и кото-_ рые сами испытывают внутреннюю необхо димость подчиняться в боевой обстановке кому-то одному. Как бы велика ни была волевая энергия Левинсона, исход событий обусловлен тем, как будут действовать в деле его подчи ненные: как встретит свой последний час геройский Метелица, как поступит, попав в белую засаду, ершистый парень Морозка. И это есть дело их собственного долга, ко торому они верны до конца, дело их лич ного отношения к жизни, к миру и в к свое му командиру. Пройдя сквозь пекло последнего боя, оставившего от отряда восемнадцать чело век, Левинсон переживает глубокое ду шевное потрясение, и в его мозгу нарож дается сознание — новое сознаниеі — своей человеческой миссии: «Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и зем лю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими близки ми людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом,— и перестал пла кать: нужно было жить и' исполнять свои обязанностію). В этой потребности духовного сближения с людьми, ради которых, он, собственно, и идет в огонь, видится мгновенный проблеск какой-то действительной и высокой идеи, Проливающей духовно-гуманистический свет на трагическйй финал «Разгрома»'. А. Толстой писал в 1927 году в письме к В. П. Полонскому: «Нет, революция пусть будет представлена революцией, а не бла гоприличной картиночкой, где впереди ра бочий с красным знаменем; за ним — бла гостные мужички в совхозе, и на фоне — заводские трубы и встающее солнце. Вре мя таким картинкам прошло,— жизнь, мо лодежь, наступающее поколение требует: «В нашей стране произошло событие, вели чайшее в мировой истории, расскажите нам правдиво, величаво об этом героическом времени». Но едва только читатель почувствует, что автор чего-то не договаривает, чего-то опасается, изображает красных сплошь чу до-богатырями, а белых — сплошь в ресто ране с певичками,— со скукой бросит книж ку».4- Советская классика внесла неоценимый вклад в художественное изображение на рода, его исторических путей и превраще ний. В литературе Россия, ее демократиче ские слои обрисованы в таком богатстве характеров, классовых типов, колоритных физиономий, симптоматичных реплик, что просто глаза разбегаются. Россия начала века — страна по преиму ществу крестьянская. Советская классика — правдивый летописец бурного волнения крестьянской стихии, ее самодвижения, на ложившего отпечаток на ход гражданской войны, диалектику ее классовых и обще народных факторов. Представители рабо чего класса, интеллигенции, мещанства, чи новничества, дворянства неизменно ока зываются в произведениях советской клас сики на фоне крестьянской массы В то же время разнообразие лиц, переклички го. лосов — все это вместе переходит в цело стный и полифоничный образ народа, за печатленного в его конкретной историче ской данности. Эмпирика народной истории — непосред ственный материал советской классики. При этом писатели обращают внимание на рез кий контраст действительных фактов — по ловодье волнений, диких расправ, наси лий — с тем идеальным, что сопутствовало общепринятому понятию «народ» в недав нем прошлом и, в частности, было пред метом постоянных раздумий русской интел лигенции, тяготевшей отождествлять на родное начало с началом нравственным. Настойчивее других заостряет эту тему А. Толстой, заставляя разных своих героев переживать разрыв между идеальным пред ставлением о народе и обыденной, обыва тельской эмпирикой. Сапожков, давний . приятель Телегина, ставший в гражданскую командиром полка, рассуждает: «Интеллигенция попятилась, голову из хомута тащит: «Не хочу, попро буйте-ка — без меня обойдитесь...» Это когда Россия на краю чертовой бездны... Величайшая, непоправимая ошибка. А все — барское воспитание, нежны очень: не в со стоянии постигнуть революции без кни жечки.. В книжечках про революцию про писано так занимательно... А тут — народ бежит с германского фронта, топит офи церов, в клочки растерзывает главнокоман дующего, жжет усадьбы, ловит купчих по железным дорогам, выковыривает у них из непотребных мест бриллиантовые’ сережки... Ну, нет, мы с таким народом не играем, в наших книжках про такой народ ничего не написано. Что тут делать?» А вот другая сцена. Кузьма Кузьмич Нефедов,, добрый спутник Даши и один из колоритных героев толстовского романа, со смешанным страхом и изумлением взирает на море костров за Доном и понимает, что это станичники приехали грабить вслед за наступающей армией. Кузьма Кузьмич не меньший философ, чем Сапожков, И он обращается к Даше: «Это показать бы да нашей интеллигенции. А? Это — сон нерас сказанный... Вот тебе, конституции -захоте ли... Ай, ай, ай... Побасенки про него скла дывали и — терпеливый-то, и ленивенький- - то, и богоносный-то... Ай, ай, ай... А он вон какой... По пояс в- тумане стоит, грозен и умен, всю судьбу свою понимает, очи впе рил в половецкие полчища... тут такие си-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2