Сибирские огни, 1981, № 8
«КАК Я ВСТАНУ ПЕРЕД МИРОМ?» 171 етвенного своевольства и эгоизма, потерпев из-за этого крах, то Чапаев, напротив, ра. стет как личность, избавляется от своих отрицательных качеств и привычек, обре тает‘все более верное сознание своей от ветственности перед партией, товарищами, народбм. Комиссар Клычков со своей стороны все мерно помогает Чапаеву в этом человече ском росте: «Что ты веришь в силы свои, это хорошо,— сказал он Чапаеву.— Без ве. ры этой ничего не выйдет. Только не за дираешься ли 'Ты, Василий Иванович? Не пустое ли тут "у тебя бахвальство? Меры ведь ты не знаешь словам своим, вот беда!». Психологическое богатство литературного характера пропорционально объему челове ческого опыта, осмысленного художником. От экспрессивного, но достаточно одно планового образа «железного человека» советская классика, изображая тип героя- лидера, пошла по пути аналитического пси хологизма. Многоплановость характера, диалектика идеального и реального — движитель сюжета в «Чапаеве». Однако здесь это качество образа создается еще благодаря прямому авторскому комменти рованию фактов. В таких же характерах, как Иван Гора у А. Толстого и, особенно, Левинсон у А. Фадеева, психологизм прев ращается в органический элемент изобра жения. А. Толстой достигает психологического эффекта благодаря контрасту меняющихся ситуаций. В сцене перед боем возле сго ревшего хутора Гора появляется на бата рее Телегина суровым и грозным. За Го рой, как привязанная, идет его жена Агрип пина, держа в опущенной руке наган. Же. стами и голосом Гора напоминает железного Кожуха, внушая бойцам: «без особого при каза — строжайше — ни одного выстрела... Товарищи, предупреждаю, за ослушание — расстрел на месте...» В сцене после само деятельного спектакля, поставленного бой цами той же батареи, Гора выглядит иным — более мягким, домашним, обыч ным. Просматривая перед сном какие-то бумаги, он рассуждает обо всем сразу: и как играла Анисья, и как революция вытя. гивает наверх талантливых людей, и что жалко гибнущий на войне народ... А потом снова будет жаркий бой, и комиссар, собрав волю в железный кулак, поднимет над головой красный стяг и пой дет впереди цепи навстречу вражеским пу лям... В «Разгроме» А. Фадеева психологиче ский эффект создается благодаря контра сту внешнего облика Левинсона (каким он стремится быть и каким выглядит в глазах других партизан) и его внутренних состоя ний, рефлективных движений. Как и Кожуху, Левинсону предстоит спа сать вверенную ему боевую часть от гибе ли, Наедине с собой Левинсон лихорадочно ищет выход из тупика и боится сделать оп рометчивый шаг. Но в отряде никто не зна ет, что Левинсон колеблется. Людям он говорит только готовые «да» или «нет», ни с кем не делится своими мыслями и чувст вами. Для него такая вынужденная закры тость — тяжкий груз. Зато большинству от ряда командир кажется «человеком осо. бой, правильной породы». Его уважают, его слушаются, его боятся. «...Он знает только одно дело»,— думает о нем Бакланов. Своеобразие фадеевского взгляда на героя — в том, что он и рассеивает суро вую видимость облика Левинсона,—«рас секречивая» его внутренний мир, и при этом расширяет правду его действительной личности, обеспечивает углубленное пони мание его «правильности», его умения под чинить всего себя делу И долгу, своим «обязанностям». Социальная роль красного командира, которую приходится осуществлять Левин сону, раскрывается здесь во всей своей сложности, непредуказанности, драматич ности. Он знал свои слабости и слабости других людей «и думал, что вести за собой других людей можно только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от них свои». Он делает вид, что имеет точный план спасения, а сам перед лицом случайностей жизни чувствует себя «растерянно, как уче ник, которого заставили сразу решать за дачу со множеством неизвестных». Когда Левинсон угрозой оружия поставил на ме сто недисциплинированного ларня-партиза- на, то заметил, что все «смотрели на него с уважением и страхом, но и только: со чувствия не было. В эту минуту он сам по чувствовал себя враждебной силой, стоящей над отрядом. Но он готов был идти и на это: он был убежден, что сила его правиль ная». Все это не особенно радостно для серд ца, и тут легко перейти опасную черту, но — такова жестокая реальность. И вера Левинсона в свою правоту поддерживает его в этой реальности. Характер Левинсона объясняется в итоге Фадеевым не как продукт «особой поро ды», но как продукт объективных обстоя, тельств определенной исторической ситул- ции: «В первое время, когда он, не имея ника кой военной подготовки, даже не умея стрелять, вынужден был командовать мас сами людей, он чувствовал, что он не командует на самом деле, а все события развиваются независимо от него, помимо его воли... Однако он очень скоро привык к обста новке и достиг такого положения, когда боязнь за собственную жизнь перестала мешать ему распоряжаться жизнями дру гих. И в этот второй период он получил возможность у п р а в л я т ь событиями — тем полней и успешней, чем ясней и пра вильней он мог прощупать их действитель ный ход и соотношение сил людей в них». Только и этот опыт не является пределом переживаний Левинсона. Историческая си туация разомкнута, разомкнут и характер. Узнав о героической смерти Метелицы, своего лучшего разведчика, он испытывает «сильное волнение» и чувствует, «что это как-то связано с н о в ым его состоянием,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2