Сибирские огни, 1981, № 8
170 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ Железная дисциплина, которую претворяет в жизнь Кожух, не есть какой-то суррогат узких, рутинных принципов или формаль. ного, нивелирующего общую самостоятель ность распорядка. Она есть естественный продукт борьбы с беспощадным врагом, с силами хаоса и анархии внутри самой та манской армии. Сцена наказания мародеров, выпукло на писанная А. Серафимовичем, вновь застав ляет вспомнить спор Чугая с Леоном Чер ным. Кожух обращается к строю голосом «ржаво-ломаного железа»: «ТоварищиІ Мы— революционная армия, бьемось за на ших дитэй, за жен, за наших старых ма терей, отцов, за революцию, за нашу зем лю. А землю хто дал? Он замолчал и ждал ответа, зная, что не будет ответа: стояли в строю. — Хто дал? Совитска власть. А вы що сделали? А вы разбойниками стали,— по шли грабить». Как и для Чугая, для Кожуха неприемле ма психология разбоя, разрушения, псев досвободы, небрежения простыми норма ми человеческого существования. Власть и ответственность достаются са мому Кожуху нелегкой ценой. Суть даже не в том, что ему приходится преодолевать сопротивление анархически настроенных элементов или принимать рискованные бо. евые решения. Суть в том, что приходится перед самим собой честно отчитываться в правомерности сделанного, определять ме ру, линию и общую необходимость собст венной власти. В той же сцене с мароде рами психологический драматизм личных переживаний Кожуха является доминантой Повествования. Кожух отдает приказ пороть всех виновных в грабеже. Лицо у него при этом «каменное», но душа его — в ог не. В ней сплелись и негодование, и упое ние своей силой, и новые вспышки често любивого желания спасти и вывести армию из окружения. Перед Кожухом лежат по корные люди, готовые принять от него на казание розгами. И тут в нем срабатывает интуитивное чувство меры. Он командует: «ОдевайсьІ» Человеческая ценность такого личного качества Кожуха, как чувство меры, отчет, ливо раскрывается при сравнении разных характеров, изображенных в произведениях о гражданской войне. Наша литература правдиво запечатлела тот факт, что эпоха революционного перелома вытолкнула на поверхность общественной жизни самых различных людей. Естественно, далеко не все из лиц, получивших волею судеб в свои руки, как и Кожух, власть, были оди наково достойны этой власти и соразмерны ей, не все умели и хотели удерживать свою волю и инстинкты в разумных рамках клас сового долга, социальной ответственности и здравого смысла. Становление новой власти было трудным, продолжительным, гражданская война лишь обозначила начало этого противоре чивого социального процесса, который не обходился — и об этом тоже говорила ли тература — без перипетий, «загибов», за путанных личных конфликтов. Советская классика не проходит равно душно мимо тех людей власти, которые выпячивают свой нрав и субъективизм, да ют волю самочинству и корысти, а то и уст раивают из революционной борьбы, выра жаясь словами шолоховского героя, цирк. Не случайно сам М. Шолохов писал в пись ме к М. Горькому по поводу «Тихого До на: «В шестой части я ввел ряд «щелко. перов от Советской власти» (парень из округа, приехавший разбирать конфиско ванную одежду, отчасти — обиженный бе лыми луганец, комиссар Девятой армии Малкин — подлинно существовавший и про делывающий то, о чем я рассказал устами подводчика-старовера, члена малкинской коллегии — тоже доподлинный тип, агити ровавший за социализм столь оригиналь ным способом) для того, чтобы противопо ставить им Кошевого, Штокмана, Ивана Алексеевича и др., показать, что эти са мые «загибщики» искажали идею Совет ской власти». «Загибщики», искажая идею Советской власти, наносили ей огромный вред, так как отталкивали от нее народ. Одним из рельефных и по-своему дра матичных образов человека, не выдержав, шего роли -народного лидера, является об раз командарма Сорокина в трилогии А. Толстого. Сорокин, бесспорно, самобыт ная личность, человек мощного темпера мента, способный в критические моменты магнетически воздействовать на солдатскую массу. Но общезначимые цели социальной борьбы быстро поглощаются в Сорокине за ботой о собственном возвышении и успехе. Сорокин обуреваем честолюбием, ему, в сущности, чужд дух социалистической де мократии и осознанного коллективизма. В любом талантливом человеке, причастном к власти, он видит конкурента, помеху себе и развязывает личную тяжбу за власть, не стесняясь в средствах. Этим он наносит тяжкий урон общему делу, и в конце концов ему самому приходится заплатить жизнью за свое эгоистическое самочинство, често. любивые порывы, за свою политическую безответственность. Исторический смысл данной коллизии ла конично выражен в словах начальника осо бого отдела полка Гымзы, обращенных к Телегину: «Чтобы ты знал,— в письме вот что: армия в Сорокина верит. Сорокин сей час герой, армия за ним куда угодно пой дет... И я требую расстрела Сорокина... Немедленно, покуда он революцию не оседлал». Главные герои книг о гражданской вой. не, такие, как Кожух, Левинсон, Чапаев, в самом процессе борьбы проходят испы. тание властью. И нередко это испытание сопровождается внутренним освобождени. ем от всего фальшивого, вредного, нанос ного. Наиболее близкий тому пример — все тот же рассказ Д. Фурманова о станов, лении Чапаева как красного командира, преодолевающего «загибы» партизанщины. Но если Сорокин пошел на поводу у соб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2