Сибирские огни, 1981, № 8
Я Ї69 речия обуревают скомканную мелеховскую душу с не меньшей силой, хотя он не рас суждает широко об этом вслух. Оба эти типа отражают прихотливую си туацию истории. И внутри литературы они| тесно дополняют друг друга, подсказывая читателю ответ на один из острейших воп росов времени, прозвучавший в монологе Рощина: «Что для тебя Родина?» Тема Родины, мотив патриотического са моопределения героя органически входят в советскую классику, тесно соприкасаются с ее гуманистической проблематикой,- Диа лектика классовых и общечеловеческих ценностей оказывается вместе с тем и ди алектикой ценностей классовых и общена родных. Первая мировая война породила в России такое состояние, когда все вопросы жиз ни сосредоточились на двух основных тре бованиях народа: земли и мира! Сами эти требования свидетельствовали о том, что социальный хаос чужд народной среде. В противовес всевозможным потрясениям в ней неизбежно начинают вызревать и сплачиваться силы самоорганизации, силы порядка. Коренные интересы рабоче-крестьянско го большинства полностью разошлись с ко рыстными целями озлобленной буржуазно помещичьей верхушки. И белые, воюя за старое, с каждым днем все заметнее ощу щали то, что ощущал капитан Незеласов в «Бронепоезде 14—69» В. Иванова: «Ненуж ная Россия,— подумал он и покраснел, вспомнив: — И ты в этой России». От своей ненужности России больше все го страдали морально такие люди, как Ро щин. А их хождение по мукам было не чем иным, как одолением этой своей ненужно сти, переламыванием своих узких сослов ных стремлений ради присоединения к точ ке зрения трудового народа. Суть этой точки зрения, определившейся в ходе гражданской войны, сжато выража ет партизан Знобов в той же повести В. Иванова: «Мы разбоем не занимаемся, мы порядок наводим». Не менее красноречив в этом отноше нии спор Чугая с теоретиком-анархистом Леоном Черным в присутствии Рощина и батьки Махно. Черный пытается выдать разбой, видя в нем верх выражения свободы, за коренное начало народной жизни. Он бряцает краси выми словами: «Разбойничий мир — вот наш запал, вот наши кадры!.. Разбой — самое почетнейшее выражение народной жизни...» Даже интеллигент Рощин, слушая Леона, подумал: «Нет, старик знает, что говорит». В этой падкости на красивую словесную мишуру, в этой податливости неприкаянной мысли и сказывается кризис буржуазно интеллигентского сознания той поры. Чугай не претендует на теоретическую умственность, не пытается апеллировать к философским началам. Однако в его хлад нокровных аргументах сквозит железная логика здравого, корневого народного смысла, логика земли, труда и простого общежития, которая единственно может удовлетворить народную потребность в нормализации общей жизни. «Хорошо, эти кадры вы мобилизовали. Дело свое они сделали. Разворочали... Заваруха эта долж на когда-нибудь кончиться? Должна. Раз бойники, по-нашему — бандиты, люди из баловавшиеся, работать они не могут. Рабо тать он не будет,— зачем? — что легко лежит, то и взял. Значит, как же тогда? Опять на них должен кто-то работать? Нет? Грабить, разорять — больше ничего. Зна чит, остается вам — загнать бандитов в овраги и кончить? Так, что ли?» Когда Черный поднимается со своего ме ста и провоцирует Махно на вооруженное столкновение с Чугаем, мы убеждаемся, что вся его головная идеология, призван ная подвести умную базу под разгул бан дитизма, не стоит выеденного яйца. Мысль Чугая проста и сурова, как жизнь, но в ней пульсирует истина, основанная на трезвом понимании объективных условий общена родного бытия. Герой-лидер предстает на страницах со ветской классики не просто сильной лич ностью, способной взять в руки бразды событий, но именно выразителем народных сил порядка. В нем нет и намека на не кое абстрактное суперменство, он вылеплен из живой плоти и крови. Образы героев этого типа, естественно, не односложны. Они разрабатывались и развивались вместе с развитием литерату ры, впитывая текучий жизненный матери ал и индивидуальный писательский опыт. В более ранних произведениях, писав шихся по пятам истории, основной акцент приходится прежде всего на изображение волевой энергии, которую излучает лич ность героя-лидера. А. Серафимович, рисуя командира та манской армии Кожуха, усиленно выделяет одну деталь: это человек с «четырехуголь ными челюстями», «стянутыми челюстями», «железными челюстями». Вот на него бро сается со штыком наперевес высокий чело век в матроске, а он стоит как вкопанный, не делая ни малейшей попытки уклониться. Вот он говорит толпе армейцев, обезумев шей от безвыходности положения, что надо делать. И его железные челюсти оконча тельно превращаются в самостоятельный образ, заслоняя все прочие детали харак тера: «А железные челюсти неумолимо пе ремалывали...». Теперь мы уже, конечно, нё удивляемся тому, что он призывает к «железной дис циплине», видя в ней спасение от гибели. Образ Кожуха перерастает в символ «же лезного человека», взявшего на себя ответ ственность за тысячи людей, которые доб ровольно вверили ему власть над собой. Это последнее обстоятельство наклады вает отпечаток на весь образ героя. Кожух выбран массой, народом, и чувство ответ- стввнности за вверенное ему депо высту пает психологическим стержнем его ха- рактера. Железная дисциплина, железная воля — они для Кожуха не самоцель, но средство, продиктованное самой ситуацией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2