Сибирские огни, 1981, № 8
168 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ рода и осуществления законности. Комму нисты преследуют надругательство над пленными, строго наказывают погромщиков и мародеров. Сцены, повествующие о борь бе красных за новую дисциплину и коллек тивность, мы встречаем во многих книгах. Вспоминается, например, суд над Морозкой в «Разгроме», порка мародеров в «Желез ном потоке». Еще существеннее разговор Бунчука с председателем революционного трибунала в «Тихом Доне». Председатель, вымотанный бессонницей, коротко внушает Бунчуку: «Так вот, ты будешь у нас комен дантом. Прошлую ночь мы отправили в «штаб Духонина» своего коменданта... за взятку. Был форменный садист, безобраз ник, сволочь,— таких нам не надо. Эта ра бота грязная, но нужно и в ней сохранить целеньким сознание своей ответственности перед партией, и ты только пойми меня, как надо...— нажал он на эту фразу: — че л о в е ч н о с т ь с о х р а н и т ь (выделено мной — А. П.). Мы по необходимости фи зически уничтожаем контрреволюционеров, но делать из этого цирк нельзя. Ты пони маешь меня?» Образом этого большевика М. Шолохов по сути дает ответ на вопрос о том, как со относятся в данных исторических условиях ценности политико-прагматические и нрав ственные. Невозможно представить себе подобный разговор между белыми, которые культи вировали карательные расправы, раздували в себе жажду классовой мести. В «Броне- поезде 14-69» прапорщик Обаб рассуж. дает: «Сволочь бунтует. А ее стрелять на до. А которая глупее — пороть». Рощин у А. Толстого прослыл среди офицеров «крас ным» за свое нежелание участвовать в рас стрелах пленных. Нечто подобное происхо дит и с Григорием Мелеховым. Пожалуй, наиболее сильно существен ность и неискоренимость общечеловече ских ценностей раскрыта М. Шолоховым. «Тихий Дон» всем свои строем доказывает, что народ за время войн привык к виду смерт.и, но не привык к расправам, к не справедливости. С пронзительной ясностью в этом убеждают два эпизода, где нари сованы гибель Подтелкова и Бунчука и ги бель Котлярова. Когда читаешь эти эпизо ды подряд, то они, принадлежащие разным частям романа, как будто сливаются во едино. «Еще до выстрела слух Бунчука полос нуло заливистым вскриком; повернул голо ву: молодая веснушчатая бабенка, выско чив из толпы, бежит к хутору, одной рукой прижимая к груди ребенка, другой — за крывая ему глаза». «После второго залпа в голос заревели бабы и побежали, выбиваясь из толпы, сшибаясь, таща за руки детишек. Начали расходиться и казаки. Отвратительная кар тина уничтожения, крики и хрипы умира ющих, рев тех, кто дожидался очереди,—I все это безмерно жуткое, потрясающее зрелище разогнало людей. Остались лишь фронтовики, вдоволь видевшие смерть, да старики из наиболее остервенелых». И таким же выпадом против отвратитель ного уничтожения и остервенелости звучит рассказ о последних минутах большевика Котлярова: «И вот тут-то Иван Алексеевич глянул искоса в сторону, увидел, как маль чишка лет семи вцепился в подол матери и со слезами, градом сыпанувшими по иска зившимся щекам, с визгом, истошно за кричал: — Маманя! Не бей его! Ой, не бей!. Мне жалко! Боюсь! На нем кровь!.. Баба, замахнувшаяся колом на одного из еланцез, вдруг вскрикнула, бросила кол,— схватив мальчонку за руку, опрометью ки нулась в проулок. И у Ивана Алексеевича, тронутого детским плачем, ребячьей вол ной жалости, навернулась непрошеная сле за, посолила разбитые, спекшиеся губы. Он коротко всхлипнул, вспомянув своего сы нишку, жену, и от этого вспыхнувшего, как молния, воспоминания родилось нетерпели. вое желание: «Только бы не на ихних гла зах убили! И... поскорее...» Крик ребенка раздается среди толпы, осатаневшей от крови, как великое разгоня ющее предостережение. И оно, мы видим, повторяется, как только повторяется си туация. Это'неприятие психологии развязан ных рук, это ощущение нравственного пре. дела, который должен сохранять значение для людей при любых обстоятельствах,— знак активного гуманизма советской клас сики. Два типа главных героев находятся в центре произведений советской классики, посвященных эпохе революции. Это тип сильного человека — революционера, на родного вожака, лидера, который несет в себе организующую силу, вклинивается в стихию бушующей массы и встает во главе ее. И это тип человека, выбитого из при вычной колеи, мучительно ищущего свое место и свою правду в новой действитель ности. Казалось бы, это глубоко различные об разы. С одной стороны, ясная цель, не преклонная воля, решительность и напор. С другой, — сомнения, неуравновешен ность, муки совести. Такой контраст двух характеров хорошо виден в сцене разгово ра между персонажами А. Толстого — мат- росом-большевиком Чугаем и Рощиным. Выслушав сбивчивый монолог Вадима Пет ровича, пробующего выразить и объяснить свой душевный кризис, Чугай отвечает: «Готов, браток, прямо — на лопате в печь... Что за оказия — разговаривать с интелли гентами! Откуда это у вас — такая мозго вая путаница? Ведь все-таки русские люди, умные как будто... Значит — буржуазное воспитание. Сам себя потерял! Есть он, нет его,— и этого не знает. Ах, деникинцы! Ну, развеселил ты меня... Как же мы теперь с тобой договоримся? Хочешь работать не за жизнь, а за совесть?». Дело тут, конечно, не в интеллигентности как таковой. Казак Григорий Мелехов пе реживает трагедию, более глубокую и беспросветную, нежели Рощин, и противо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2