Сибирские огни, 1981, № 8
166 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ Мелехов внимательно прислушивается к со ветам старого казака: «Помните одно: хо чешь живым быть, из ^мертного боя целым выйтить — надо человечью правду блюсть». Конечно, не все принимают близко к сердцу подобные советы. И не все одина ково чувствительны к пролитой крови. Гри- горий, уже обтерпевшийся на фронте, ди вится на казака Чубатого, который хваста ет отсутствием жалости к человеку и козыряет мастерством рубки. Григорий пы. тается возражать Чубатому и_наталкивается на целую философию: «Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто,—по учал Чубатый, смеясь глазами.-—Ты не ду май, как и что. Ты — казак, твое дело — рубить не спрашивая'. В бою убить челове ка — святое дело. За каждого убитого скашивает бог один грех, тоже как и за змею. Животную без потребы нельзя губить — телка, скажем, или ишо что,— а человека уничтожай. Поганый он, человек... Нечисть, смердит на земле, живет вроде грѴіба-по- ганки...». Вот вам и решение проблемы греха! И ведь подвел прагматическое дело под высокие материи... М. Шолохов, следуя логике эпического стиля, не торопится тотчас же произнести моральный приговор над Чубатым. Чуба тый с его философией «человека руби сме ло» есть факт жизни, продукт ее прагма тических механизмов, освобождающихся от духовного присутствия «высших законов добра». И Шолохову важно не просто встать над этим фактом в этическую пози цию, но обнаружить в самой жизни силы, отрицающие действия Чубатого, противные его философии, в то время как вся меха ника империалистической войны, напротив, поощряет Чубатого. «Григорий с удивлением замечал,— спо. койно, в том же объективном духе пове ствует Шолохов,— что Чубатого беспричин. но боятся лошади». В одной этой фразе, произнесенной словно бы от лица самой жизни, спрессованьі оценка Чубатого и глу бинный гуманистический мотив, требующий помнить этическую истину и смирять, урав новешивать ею прагматику, несмотря на любые, самые жестокие факты эмпириче ского существования. В этом М. Шолохов верен высшему призванию литературы. В повествовании тут важно каждое слово. Что боятся л оша д и , эти древние, без обидные, надежные спутники человека в земной юдоли. Что они — б о я т с я . Что боятся в с е и беспричинно. И именно — Чубатого, который настроен на убийство человека как такового. сЭтой безграничной, бессознательной, механической жесто костью, способной пожрать все вокруг, как Молох, способной вообще легко переки нуться на кого угодно, страшен и опасен Чубатый. И это чуют даже лошади. М. Шолохов выделяет в общей массе Чу батого (и ему подобных, например, Мить ку Коршунова) с его философией душегубст. ва и вседозволенности как некий крайний предельный тип, Но при этом он внимательно отмечает проблески чубатовщины, если они появляются, в других героях, делая это с прозорливостью реалиста, на чьих глазах люди непрерывно воюют и гибнут, и в то же время не выпуская из поля зрения нравственной истины. Нельзя не заметить, что затрагивая дра матичнейшую тему «убить человека», со ветская классика уже не могла решать ее только в высокой общефилософской фор ме, как это было, скажем, по преимущест ву у Достоевского и Л. Толстого. В «Пре ступлении и наказании» Раскольников бьет ся, как птица в силке, стукнув топором старуху-процентщицу. Герои же ранней со ветской литературы просто живут в атмо сфере рубки. Правда, Раскольников посяг нул на законного члена общества, который воспринимался, главным образом, как аб страктный человек вне его частных соци альных характеристик. В книгах нового века абстрактные характеристики уступают ме сто характеристикам конкретным, а тЪ и частным, частичным, и подчас вытесняются ими. Здесь вступают в силу многочислен ные ситуативные критерии, ибо важно, кто изображен: вооруженный враг или враг пленный, иностранец или соплеменник, муж чина или женщина, классовый противник, достойный мести за свои дела, или нейт ральное лицо. Нравственное начало сопод чиняется началу политическому, Разумеется, никто из писателей не ис пытывает радости при виде смерти и наси лия. Но безоговорочному нравственному су ду подвергаются тут прежде всего те, для кого уничтожение человека как такового стало абстрактным, самодовлеющим и су губо обыденным актом. Тут, повторяю, все становится предельно конкретным. Так, Григорий у М, Шолохова, привыкнув к боям, воюя то с белыми, то с красными, не может привыкнуть к рас стрелу пленных. Он пытается, правда без успешно, спасти Котлярова и других крас ноармейцев, когда их гонят по станицам и, постепенно истязая, забивают. Как и все в хуторе, он ужасается злодейству Митьки Коршунова, когда тот вырезал под корень семью Кошевых — мать и детей — в отме стку Мишке. Но и сам Мишка Кошевой оттолкнул от себя односельчан, расстреляв незадолго до этого — одержимый местью за Котля рова — деда Гришаку. Советская классика реалистически рас крывает социальные истоки гражданской войны, ее классовые причины, ее историче ские механизмы и пружины. Этой литерату ре — в силу самих обстоятельств време ни — был противопоказан дух отвлеченного непротивленчества и сентиментально-роман тического альтруизма. Она была свидете лем того, как классовая революционная правда красных шаг за шагом входила в об щее сознание и при этом сама складыва лась, выстраивалась, самоочищалась, выве рялась, тянулась ввысь в ходе гражданских битв. Это внутреннее становление революци онной правды и нового сознания, их сбли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2