Сибирские огни, 1981, № 8
164 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ шая нагрузка приходится на общую па мять, тем сильнее потребность перечитать знакомые страницы, еще и еще раз ос мыслить художественный опыт советской литературы, своеобразие ее героико-пат риотических открытий и традиций, ее гума нистического пафоса и гуманистических мотивов. Хочется привести в этой связи высказывание А. Толстого: «Искусство, ли тература — Это память эпохи. Люди, собы тия, дела проходят. Время стирает все. Искусство берет быстро текущий отрезок эпохи и создает из него нетленный кри сталл. Это культура». «Сотрясаемый ураганом войны, качался мир, от крови пьян». Этими строками от крывался роман А. Веселого «Россия, кровью умытая». Они могли бы, пожалуй, стать эпиграфом к любой из книг, расска зывающих о событиях той поры. Герои этих произведений попадают в ситуацию со циального хаоса, и это состояние мира на кладывает печать на их судьбы и поступки. Характерно, что, фиксируя начало исто рической драмы, многие писатели возвра щаются к 1914 году, к картинам первой ми ровой войны. Тот же А. Веселый с первых строк нагнетает экспрессивные детали, при званные передать атмосферу военных лет: «Аэропланы и цеппелины летели на запад и восток, летели на юг и на север... Серп войны пожинал колосья жизни». У А. Толстого и М. Шолохова первые части‘ их эпопей так же построены в зна. чителычой степени на материале первой мировой. Для обоих писателей первая мировая есть факт бессмысленный, противный здра вому смыслу простых людей и гибельный для них. Война разрушительна как мате риальная сила, но в не меньшей степени она разрушительна и как сила духовная, точнее — бездуховная. Она дает выход всем злым потенциям человеческой при роды, делает обычным явлением массовое убийство, пробуждает 8 людях нена висть, жестокосердие, равнодушие к чужой жизни. Враждующие правительства, в том числе царизм, надеялись при помощи войны от влечь народные массы от внутренних со циальных проблем й тем самым уйти от необходимости решительно преодолеть на зревшие общественные противоречия. Ис тория развенчала надежду царизма й пра вящих классов самосохраниться путем войны. Политические деятели, обрисованные на страницах романов А. Толстого и М. Шоло хова, пытаются подвести под военные ак ции идейную базу, взывают к патриотизму и справедливости. Но поскольку за их ло зунгами прячутся узкоклассовые, узкокор поративные интересы, все общие слова не избежно девальвируются в их устах, окра шиваются в' тона политической корысти, усугубляют античеловечность их усилий. Вначале этим политикам мнится, будто они властны над событиями. Увы, с каждым днем эта иллюзия меркнет, и они сами ра но или поздно становятся жертвами все общей бойни, как например, Николай Ива нович Смоковников у А. Толстого. На наших глазах этот говорливый чело век, типичный либерал, метящий в обще ственные деятели, взмывает по лестнице власти на волне революционных потрясе ний и оказывается смыт очередным вспле ском этой волны в тот миг, когда ему ка залось, что он, наконец, обрел реальную власть над людьми и событиями. Первая встреча лицом к лицу с солдатской массой стала для него роковой. Советская классика антиМилитаристична по своей сути. Она развенчивает и практи ку, и саму идею империалистической вой ны, которая развязана сильными мира из соображений политического эгоизма. Раз венчание военщины и политиканства опира ется в этих книгах на гуманистические ос нования. «Здесь кончалось все живое и че ловеческое. Каждому отводилось место в земле, в окопе. Здесь он спал, ел, давил вшей и до одури «хлестал» из винтовки в полосу дождевой мглы»,— писал А. Тол стой. Саркастически говорит писатель о попыт ках оправдать империалистическую тяжбу, подвести массовое взаимоистребление на родов под какие-то высокие категории: «К потом никогда никто не помнил, что де лалось там, в этих окопах. Когда хотели похвастаться геройскими подвигами,— как всажен был штык, как под ударом при клада хрястнула голова,— приходилось врать». Офицер Жадов — вскоре под влиянием войны он встанет на позиции сознательно го анархизма и бандитизма —1 высказыва ется на эту тему еще резче: «...есть често любцы и есть дураки, но героев нет». Что может быть большим отрицанием войны и лучшим доказательством ее бес смысленности, нежели отсутствие р ней ге роев?! И действительно, мы можем сегодня без труда назвать имена героев Отечест венной войны 1812 года и, конечно же, ге роев Великой Отечественной, но как-то не осталось в общей памяти героев первой мировой. А ведь были и на ней сильные, преданные Родине, мужественные люди. Нравственно - философские оценки пер вой мировой и ее воздействия на челове ка, особенно на человека из народа, яв ственно перекликаются у А. Толстого и М. Шолохова. Прежде всего это связано с освещением моральной проблемы «убить человека». Герои рассуждают, думают, спо рят: можно ли убить? нужно ли? кого, за что и как? У А. Толстого эга тема звучит преиму щественно в авторских размышлениях и в разговорах персонажей. У М. Шолохова она вписывается в изображение того, как по степенно грубеют герои на войне, Прежде всего это касается Григория Мелехова, ко торый болезненно проходит школу убий ства, привыкает мало-помалу к солдат скому ремеслу и через все свои скитания проносит на себе этот тяжкий груз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2