Сибирские огни, 1981, № 8
«КАК Я ВСТАНУ ПЕРЕД МИРОМ?» 163 вое политическое сознание того времени пропитано резкими противопоставлениями: «богатые — бедные», «буржуи — пролета, рии», «товарищи — враги». Третьего не да но. Соответственно и в литературе на пер вом плане стоят классовые социально-по литические коллизии, герои находятся на стыке «двух миров» (вспомним роман В. Зазубрина «Два мира», стоящий в начале этого литературного ряда). Характер чело века вступает в прямой контакт с «истори ческой необходимостью», а последняя становится знаменателем общественной борьбы. В большинстве научных работ, посвящен ных литературе этого периода, именно со циально-классовое содержание сюжетов и образов выносится в центр анализа. И это закономерно. Вместе с тем, когда сегодня возвращаешься к художественным произ ведениям русской советской классики, за мечаешь: щедро рисуя классовые и поли тические антагонизмы, литература создава ла картины многокрасочные, полные щемя щей человеческой правды, отражающие целостность исторической ситуации. Вос принимая раскол общества на «миры» как факт, литература отдааала себе отчет в *том, что грань этого раскола — сама тре щина — проходит через люде й , через личности, семьи, народ. Раскалывается и трещит жизнь, которая еще недавно была (или казалась) чем-то достаточно единым, несмотря на все присущие ей противоре чия, несовершенства, несовместимости. И вот — треснулоі Пошло крошиться кус ками, частями, «мирами». Исчезла в считан ные дни прежняя государственность, нарож дается государственность новая. Нарождает ся в жесточайшей борьбе, в небывалых страданиях, испытаниях, жертвах... Гражданская война есть борьба классо во-политических групп за власть, за фор му и линию государства. Раскол общест ва — следствие этой борьбы, а ее завер шение обещает возникновение нового общественного единства. Но сложится оно из материала все той же исторической ре альности, из народно.человеческого «ма териала». Это неоднократно подчеркивал В. И. Ленин: «Через народ перепрыгнуть нельзя» *. «Нетрудно было прогнать царя — для этого потребовалось несколько дней. Не очень трудно было прогнать помещи ков,— это можно было сделать в несколько месяцев, не очень трудно прогнать и ка питалистов. Но уничтожить классы несрав ненно труднее...» 2. Такое ощущение человека как точки при ложения исторических сил и одновременно как самоцельной жизненной силы, влия ющей со своей стороны на судьбу народа и' государства, пронизывает советскую классику и сообщает ей общечеловеческую значимость. Борьба «старого» и «нового» миров отразилась в этой литературе во всем своем социально - нравственном и* 1 1 В. И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т. 32, с. 30. 1 Там же, с. 311. психологическом объеме, в неповторимых личностных сцеплениях. В результате в са мом художественном сознании образовался сложный сплав классовых и общечелове ческих характеристик, понятий, мотивов. Причем все эти характеристики и мотивы подвергаются в произведениях конкретной проверке и перепроверке действитель ностью, просвечиваются, опытом жизни. Откуда этот «сплав»! Да опять-таки из самой жизни. Мировая война оголила поли тические отношения людей и сдвинула с места основные социально-нравственные механизмы. Кризису общества сопутство вал и кризис ценностей, в том числе обще принятых гуманистических ценностей, сло жившихся в ходе предшествующей истории. Но взрыв военной истерии и последующей социальной борьбы не означал, что обще человеческие ценности — простые нормы нравственности и общежития — канули в Лету. Реальный быт их теснил, однако они оставались в людской психологии и памя ти. Классовые цели революции пересека лись с общечеловеческими и общенарод ными представлениями о социальной спра ведливости, равенстве, праве человека на мир, землю, счастье, труд. Другое дело, что разные общественные группы и конк ретные деятели подчас весьма по-разно/Му понимали и трактовали эти ценности, от стаивая свои субъективные интересы. Слова и дела тут соотносились подчас весьма прихотливо. Но в этом стечении обстоя тельств и рождалась та особая человече ская проблематика, которая притягивала к себе литературу и питала ее. Осваивая повседневную реальность, совет ская литература столкнулась с такими извеч ными духовными проблемами, как «человек и история», «человек и общество», «человек и народ». Разумеется, речь здесь шла о кон кретном обществе, конкретной истории и конкретных людях. И, разумеется, раз ные писатели выявляли в своем творчест ве различные грани этих проблем, различ ные точки пересечения личностных, классо вых и общечеловеческих элементов бытия. Но при этом шел и общий процесс худо жественного развития, связанный с позна нием героя времени и правды времени, с выработкой нового — социалистического, общенародного — идеала. В живом твор честве выверялись героико-патриотические и реально-гуманистические ценности рево люционной эпохи, определившие в основе своей идейно-эстетическую традицию совет ской классики. Своего героя, человека- современника, захваченного социальной бурей, она поставила перед горячим вопро сом, который получил одну из ярких поэ тических формул в стихотворении М. Свет лова: «Как я встану перед миром?» Лите ратура пристально анализировала: что про исходит с человеком в расколотом на части мире? Стремилась найти для него в этом мире точку духовной опоры и проследить, как он сам отвечает на вопросы жизни. Многие десятилетия минули с той поры, много новых трудностей и испытаний выпа ло на долю нашего народа. Но тем боль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2