Сибирские огни, 1981, № 8
Александр Панков «КАК Я ВСТАНУ ПЕРЕД МИРОМ?» Гуманистические мотивы в русской советской классике Есть у Михаила Светлова стихотворение «В разведке». Оно возвращает нас к дням гражданской войны, воссоздает то тревож ное время в образах поэтически неожи. данных и символичных. Два бойца уходят в ночную разведку, над , ними тихо плывет планета Меркурий. «А по-русски как Меркурия зовут?» — спрашивает один боец другого, которым является сам автор-рассказчик. Льется по вествование: «Он сурово ждал ответа; и ушла за облака иностранная планета, испу гавшись мужика». Все здесь напряженно, многозначительно и загадочно, как в мифе. А потом — «полночь брызнула свинцом», и бойцы повернули было назад, чтобы уйти от опасности, бежать от нее сквозь сырость и тьму. Только товарищ поэта вдруг останав ливается: «Он взглянул из-под папахи, он ответил: — Наплевать! Мы не зайцы, чтобы в страхе от охотников бежать. Как я встану перед миром, как он взглянет на меня, как скажу я командиру, что бежал из-под огня?» Образ стал одновременно широк и кон кретен. Бойцы поворачивают навстречу врагу, Полночь дышит пулями, смерть в полуночи бредет. И вот «пуля в лоб ему попала, пуля в грудь ему вошла...» Но зато теперь мож но, как на Страшном суде, уверенно встать перед миром, смело и честно глянуть и ему, и своему командиру в глаза. Как и всякая истинная поэзия, это стихо творение отличается стремительным воз растанием смысла. Конкретная повествова тельная ситуация на глазах превращается в живой отблеск исторической жизни, эпохи, ее человеческого содержания. При этом сама эпоха освещается неповторимым све том, приближается к нам через годы, не только вспоминается, но и остро пережи вается в сегодняшнем дне... Первая мировая война, революция, вой на гражданская... Советская литература ак тивно начиналась в эти годы, вырастала на актуальном историческом материале. По горячим следам событий рождались книги A. Серафимовича, Д. Фурманова, А. Фаде ева, В. Иванова, К. Федина, Н. Островского, B. . Вишневского, И. Бабеля, Б. Лавренев М. Булгакова, Л. Сейфулдиной, А. Весело го... Начиналось с очерков, рассказов. За тем на смену фрагментарному изображе нию (книгу «Россия, кровью умытая» А. Ве селый так и назвал — «роман-фрагмент») приходили картины романно-эпические, по лучившие наиболее полное воплощение в «Тихом Доне» М. Шолохова и в «Хожде нии по мукам» А. Толстого. Книги эти прочно вошли в состав русской советской классики. По ним новые поколе ния узнают правду истории, открывают для себя минувшее. Но было бы неверно отно ситься к литературе, запечатлевшей эпоху революции и гражданской войны, только как к историческому свидетельству. Доку ментальный элемент занял в ней важное место, однако художественная долговеч ность русской советской классики опреде ляется в конечном счете глубиной духов ной проблематики, полнотой и интенсив ностью постижения жизни, ее социального и человеческого опыта. Характер эпохи, ее событийной первоос новы наложил, бесспорно, неизгладимую печать на русскую советскую литературу тех лет. Это была эпоха невиданного соци ального разлома, который осознавался людьми как конфликт «нового» социалис тического мира с миром «старым». Массо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2