Сибирские огни, 1981, № 8
160 ВАДИМ ДЕМЕНТЬЕВ «славно пожил», продолжая бить в горах волков и воспитывая многочисленное по томство («двое дочек и шесть молодцов- сыновей»). А вот — Ока Кызанов, инже нер-автодорожник. «Окой назвал его мой отец— говорит Бронтой Бедюров,— кото рому в годы войны река Ока спасла как-то жизнь (так он рассказывал). А отца Оки Кызанова зовут Байкал. И нарек его так тоже мой отец, служивший в свои горячие кавалерийские годы вместе с другими комсомольцами - алтайцами в частях про славленной Особой Дальневосточной ар мии... И вот таким образом имя Байкал прижилось в моем народе и даже стало распространенным. Теперь много у нас Байкалов, а многие из тех, кто ныне носит это имя, едва ли знают о его происхожде нии. И Ока, сын Байкала, носит свое чудес ное имя. Река — сын озера. Правда, кра сиво и необычно?» Попутно скажу о дру гом земляке Бронтоя, живущем в селе Большой Яламан и носящем не менее звуч ное имя — Чон Бабитов. Звучит вроде бы естественно, но назван он так в честь Ча стей Особого Назначения (сокращенно ЧОН), громивших здесь после граждан ской войны банды белобандитов, Ну, и, конечно, как не вспомнить нам отца Бронтоя, дважды фронтовика (за его плечами и гражданская, и Великая Отече ственная войны), знатного табунщика, ува жаемого в Каракольской долине челове ка. К нему обращены многие строки сти хов его сына. $ Большую семью поднял Янга Бедюров — восемь детей, и всех выучил, вывел в лю ди. «Я помню хорошо,— рассказывает Бронтой,— когда я первый раз возвратился домой на каникулы, мой братишка Ятхон, восьмой и последний в нашей семье, вдруг спросил меня неожиданно: «А правда, вы соки Ленинские горы?» В свое время и я примерно о том же спрашивал старшего брата Артура, когда он приезжал домой из Москвы. И вот только тогда, когда о том же самом спросил Ятхон, я понял, как ему нелегко было отвечать. Трудно, ко нечно, жителю гор, неуемному мальчишке, привыкшему видеть громаду высотного здания МГУ на красочных открытках, пред ставить себе хотя бы на миг, что Ленин ские горы — это и не горы вовсе, как мы их себе представляем здесь, на Алтае» Воспоминания детства — это своя, осо бая тема поэзии Бронтоя Бедюрова. Он здесь живописен, внимателен к каждой детали: Отец мой был парторгом колхоза тогда. По утрам , неум ело постучав в деревян н ую дверь, к нем у приходили м уж чины в м охнаты х белы х ш убах. Они приносили с собой зап ах овчины, снега, снеж ной хвои и зим ний холодок откры того неба. П еревод Я. Смелякова. Все чувства, запахи, краски в этой про заической и' ярко выписанной картине от туда, «из страны детства». Не книжная премудрость (хотя и она тоже), а живые воспоминания своих юных лет помогли Бронтою Бедюрову создать в конце 70-х годов самобытный цикл стихотворений, по священных жизни человека, от его рожде ния до первой охоты. Такая попытка — передать в поэзии обряды, традиции, по словицы, приметы народной жизни, пере дать следующим поколениям,— предприня та в советской литературе впервые. В чем- то эпический цикл Бронтоя Бедюрова близок «очеркам о народной эстетике» Ва силия Белова, хотя у того иные средства выражения, да и задача поглубже, пооб ширнее. Главы поэтического цикла Бронтоя Бе дюрова рассказывают о рождении ребен ка, о заботе отца о новорожденном сыне, о положении в колыбель, о колыбельных песнях, о первой стрижке волос, о настав лении мальчику при выпадении у него мо лочных зубов и так далее. Процитирую начало -цикла Бронтоя Бедюрова, чтобы дать представление о целом замысле: «Рождение нового человека для горно алтайцев — событие значительное. Оно привлекает общее внимание. При первом крике новорожденного со всех сторон раздаются ликующие возгласы. Сосед со седу передает радостную весть, при этом друг другу, как повелось, задают шутли вые вопросы: — Кто родился — дай ответ: Сын родился или нет? Будет дома коз доить, На медведя ли ходить? Будет ли сидеть в седле Или стражей при котле? Если родился мальчик, особенно радует ся отцовская родня: — Мальчик родился! — — Мальчик? Якшиі Праздник станет отцовской души. — Мальчик родился —жизни хвала! Будет кому жилье возводить. Будет кому на излуке седла Барса с охоты живьем привозить... При появлении девочки радость умерен нее, ибо девочка вырастет и, выйдя за муж, уйдет в другую семью, но и это то же необходимо для продолжения жизни, а поэтому говорят: — Мальчик родился? — Нет, дочкаі — — Якши! Девочка —радость для каждой души! Будет веселье. Смуглы и лихи, Сватов еще к ней зашлют женихи... Перевод Я. Козловского. Думаю, что этот цикл рассказов-настав лений, обрядов-новелл, примет-сказов бу дет продолжен. Но и сейчас он представ ляет собой не только этнографический материал, но и в высшей степени поэтиче ский текст, насыщенный динамикой, емки ми поэтическими тропами, реалиями быта. Это — поэма о жизни человека, о его бы тии и быте, скрепленном твердыми мо рально-нравственными законами о неру шимом народном «ладе», управлявшем жизнью кочевников - скотоводов, поэтов и пастухов. Вообще, надо сказать, поэту больше все го удаются циклы стихотворений, прони-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2