Сибирские огни, 1981, № 8

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Вадим Дементьев МЕСЯЦ ОСЕННЕГО ГОНА МАРАЛОВ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ ПОЭТА В своих «Воспоминаниях» Мустай Карим интересно подметил: «Только спустя много лет я понял, за что именно полюбил доро­ ги с младенчества: они делают людей луч­ ше и добрее, человек в дороге старается больше проявлять все свое хорошее, глуб­ же прячет дурное. В пути особенно ощу­ щаешь свою нужность другим и необходи­ мость других себе. Дорога, как текучая вода, она очищает все, что в нее попадает, конечно, что поддается очищению». Хвала дороге! Честь путешествию! Осо­ бенно, когда ты молод и ветер странствий еще кружит тебе голову. Действительно, дорога схожа с текучей водой. Да не за­ кончится никогда ее бег! Об одном из своих путешествий в род­ ные места моего друга и хотелось бы сей­ час рассказать. Друг этот — молодой ал­ тайский поэт Бронтой Бедюров. Родные места его — это долина реки Каракол. А время?.. Месяц Осеннего Гона Маралов. По дорогам предгорий пойду я все выше _ и выше, Где дожди, как отары, блуждают по травам и мхам, Где туманом тяжелым земля каменистая „ дышит. Где дается начало дождям, водопадам, векам. Перевод А. Медведева. Можно ли описать удивительную по кра­ соте и мощи природу Горного Алтая? Мы поднимались на перевалы, где прореженно скользил в холодном воздухе снежок, спу­ скались по крутому серпантину Чуйского тракта в долины с буйными, яростными ре­ ками (их холодный зеленоватый блеск на­ долго запомнится), гостили в селениях, где слушали древнейшие алтайские песни в исполнении кайчи (певцов-сказителей)... Человек зачастую вбирает в себя, в свою память всю красоту природы, без видимо­ го разбора. Смотрит — и все мало. Но все-таки каждому из нас ближе то, что привык видеть с детства, что роднее и по­ нятнее. О чем я говорю? Мне, северянину, выросшему среди распахнутых далей Во­ логодской земли, особо запоминаются про­ тяженность пейзажа, эпические картины природы. «У нас горизонт,— писал Леонид Леонов,— тянет на великие дела». Горизонт Горного Алтая не передать в двух словах. Его нужно писать, как это де­ лал Николай Рерих, его необходимо чув­ ствовать, как это умел зачинатель алтай­ ской литературы Павел Кучияк: «Далеко­ далеко на границе Монголии, рядом с зем­ лей Танну-Тува, на лесистых холмах лежит наш Алтайский край. Алтай многолик. Если мы побываем на северо-востоке, то уви­ дим покрытые хвойными лесами невысо­ кие, пологие горы. Тут растут сине-зеле­ ные, с шелковистой хвоей кедры и темно­ зеленые пихты. Сочная трава здесь так вы­ сока, что закрывает с головой и коня, и всадника. Но пойдемте на юго-запад и юг Алтая. Здесь встретим совсем иную при­ роду. Взглядом не охватишь широко рас­ кинувшиеся долины, в лесах тесно стоят лиственницы с голыми темно-серыми вет­ ками зимой, а летом опушенные нежно­ зелеными, частыми, похожими на хвою листками. Трава здесь так мелка, что не спрячет глаз лошади, когда та опустит го­ лову к самым корням, чтобы полизать со­ лонцеватую землю... Когда попадем мы с вами в верховья реки Катуни и реки Чо- лушман, взор наш остановят остроконеч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2