Сибирские огни, 1981, № 8
144 АЛЕКСАНДР БУРЛА нятий тренер почти ежедневно практиче ски исследует и тем самым раздвигает границы возможностей человеческого ор ганизма. Но чтобы достичь реальных ре зультатов в своем деле, надо и подходить к процессу тренировки как к постоянно му исследованию. Мы заставляем порой спортсменов работать на пределе их фи зических возможностей. А каков этот пре дел? Как его достичь? Как полнее раскрыть ' возможности организма? Как? зачем? поче му? — эти вопросы должны быть постоян ными спутниками тренера в его деятельно сти. Я уверен, что тренер, живущий ин ститутским багажом, не просиживающий над книгами, не имеющий контакта с науч но-исследовательскими лабораториями, ни когда ничего не добьется в большом спорте, даже если «золотая рыбка» однаж ды и попадет в его сети. Думается, Александр Григорьевич в своих высказываниях прав Сложная, очень сложная профессия тренера, сочетающая в себе пытливый ум исследователя и способ ности организатора-практика, требующая знаний математики, физики, биологии, ана томии, спортивной физиологии, психологии, биомеханики и многого другого. Конечно, одному человеку познать в совершенстве столько наук не по плечу да и незачем,— этим занимаются научно-исследовательские лаборатории и институты. Главное для тре нера — быть в курсе достижений отечест венной и зарубежной науки о спорте и уметь применять эти достижения на прак тике. Чаще всего человеку присуще пристра стие к одному роду деятельности — тео рии или практике, исследованию сущности предмета или его практической разработ ке. Союз двух дарований — исследователя и практика во многих областях проявления познания, не исключая и спорт,— явление чрезвычайно редкое.» Но если в тренере заложены пристрастие к научному позна нию основ современной тренировки и спо собности перенести эти познания в практи ку, такой человек всегда добьется успеха. И в нашей отечественной легкой атлети ке есть тренеры, воспитавшие прославлен ных мастеров спорта и оставившие свой след в науке. Это прежде всего Заслужен ные мастера спорта, Заслуженные тренеры СССР, доктора педагогических наук, про фессора Николай Георгиевич Озолин и Вла димир Михайлович Дьячков, соперничав шие в молодости на беговых дорожках и в легкоатлетических секторах. Они посвя тили свою жизнь целиком и полностью тренерской и исследовательской работе, передают опыт и навыки творческого под хода к практической и научной деятельно сти многочисленным ученикам-последова- телям. Как и в искусстве, в спорте бытуют па радоксальные истины. Скажем, театральные критики и искусствоведы в большинстве своем никогда не писали ни пьес, ни сце нариев. Талантливые литературоведы не были авторами новелл, повестей или рома нов. А человек, не изучавший курса тео рии литературы, не познавший тонкостей драматического искусства, вдруг пишет отличный роман, создает драматургический шедевр. Так бывает и в спорте, когда ма стеров международного класса в беге, на пример, готовит бывший прыгун, а че ловек, специализировавшийся в институте на спринтерских дистанциях,— первокласс ных стайеров или многоборцев. Еще боль ше примеров, когда тренер, сам не сни скавший громкой славы в том или ином ви де спорта, становится ведущим тренером республики, страны именно в том виде, к которому у него самого не было способ ностей. Когда у основателя великолепной легко атлетической школы в Ленинграде, заме чательного спортивного наставника Виктора Алексеева спросили, какое качество он счи тает главным в тренере, он ответил, ни се кунды не медля: «Знания и терпение! Но прежде всего великое терпение». Человек, воспитавший не один десяток выдающихся спортсменов, чемпионов СССР, Европы и Олимпийских игр, назвал именно терпение качеством, которого, по его словам, часто недостает тренерам, работающим с под ростками и юношами. Для подростка тренер почти всегда сто ит среди школьных учителей на первом месте. Какими же качествами надо обла дать человеку, с которого ребятишки бе рут пример во всем?! Вернемся, однако, к нашему тренеру и его ученику. Очень не просто, по признанию Бухаше- ева, работать с Виктором Маркиным. Обладая пылким темпераментом, широ ким кругозором, тренер, чувствуя в учени ке редко встречающуюся мягкость, подат ливость характера в сочетании с проявля ющимся порой болезненным самолюбием, не старался полностью подчинить его сво ему влиянию. Ему хотелось направить пыт ливый ум воспитанника на совместное ре шение задач, к чему стремился и сам Вик тор. Многие ученики в той же группе Бу- хашеева, получив перед тренировкой конк ретное задание, без лишних слов присту пали к его выполнению. Маркин не такой, это Александр Григорьевич понял уже в первый год совместной работы с ним. «А что дает это упражнение?», «А для чего спринтеру необходимо так много ра ботать с отягощениями и штангой?», «Поче му так консервативны в развитии силы мышцы стопы?» Не всегда старался Бухашеев дать гото вый ответ. — Ты будущий врач, постарайся доко паться сам. Вот скажи мне, почему многие звери, например, тигр, гепард, не занима ются специально развитием скоростных и силовых качеств, не ворочают штангу, а мо гут быстро бежать? — У них более совершенны суставы, приспособлены к бегу на больших скоро стях, да и строение мышечных волокон, на верное, другое. — Строение мышц, может, и не другое, а вот способность развивать высокую ско рость зависит от того, что они могут вклю«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2