Сибирские огни, 1981, № 8

144 АЛЕКСАНДР БУРЛА нятий тренер почти ежедневно практиче­ ски исследует и тем самым раздвигает границы возможностей человеческого ор­ ганизма. Но чтобы достичь реальных ре­ зультатов в своем деле, надо и подходить к процессу тренировки как к постоянно­ му исследованию. Мы заставляем порой спортсменов работать на пределе их фи­ зических возможностей. А каков этот пре­ дел? Как его достичь? Как полнее раскрыть ' возможности организма? Как? зачем? поче­ му? — эти вопросы должны быть постоян­ ными спутниками тренера в его деятельно­ сти. Я уверен, что тренер, живущий ин­ ститутским багажом, не просиживающий над книгами, не имеющий контакта с науч­ но-исследовательскими лабораториями, ни­ когда ничего не добьется в большом спорте, даже если «золотая рыбка» однаж­ ды и попадет в его сети. Думается, Александр Григорьевич в своих высказываниях прав Сложная, очень сложная профессия тренера, сочетающая в себе пытливый ум исследователя и способ­ ности организатора-практика, требующая знаний математики, физики, биологии, ана­ томии, спортивной физиологии, психологии, биомеханики и многого другого. Конечно, одному человеку познать в совершенстве столько наук не по плечу да и незачем,— этим занимаются научно-исследовательские лаборатории и институты. Главное для тре­ нера — быть в курсе достижений отечест­ венной и зарубежной науки о спорте и уметь применять эти достижения на прак­ тике. Чаще всего человеку присуще пристра­ стие к одному роду деятельности — тео­ рии или практике, исследованию сущности предмета или его практической разработ­ ке. Союз двух дарований — исследователя и практика во многих областях проявления познания, не исключая и спорт,— явление чрезвычайно редкое.» Но если в тренере заложены пристрастие к научному позна­ нию основ современной тренировки и спо­ собности перенести эти познания в практи­ ку, такой человек всегда добьется успеха. И в нашей отечественной легкой атлети­ ке есть тренеры, воспитавшие прославлен­ ных мастеров спорта и оставившие свой след в науке. Это прежде всего Заслужен­ ные мастера спорта, Заслуженные тренеры СССР, доктора педагогических наук, про­ фессора Николай Георгиевич Озолин и Вла­ димир Михайлович Дьячков, соперничав­ шие в молодости на беговых дорожках и в легкоатлетических секторах. Они посвя­ тили свою жизнь целиком и полностью тренерской и исследовательской работе, передают опыт и навыки творческого под­ хода к практической и научной деятельно­ сти многочисленным ученикам-последова- телям. Как и в искусстве, в спорте бытуют па­ радоксальные истины. Скажем, театральные критики и искусствоведы в большинстве своем никогда не писали ни пьес, ни сце­ нариев. Талантливые литературоведы не были авторами новелл, повестей или рома­ нов. А человек, не изучавший курса тео­ рии литературы, не познавший тонкостей драматического искусства, вдруг пишет отличный роман, создает драматургический шедевр. Так бывает и в спорте, когда ма­ стеров международного класса в беге, на­ пример, готовит бывший прыгун, а че­ ловек, специализировавшийся в институте на спринтерских дистанциях,— первокласс­ ных стайеров или многоборцев. Еще боль­ ше примеров, когда тренер, сам не сни­ скавший громкой славы в том или ином ви­ де спорта, становится ведущим тренером республики, страны именно в том виде, к которому у него самого не было способ­ ностей. Когда у основателя великолепной легко­ атлетической школы в Ленинграде, заме­ чательного спортивного наставника Виктора Алексеева спросили, какое качество он счи­ тает главным в тренере, он ответил, ни се­ кунды не медля: «Знания и терпение! Но прежде всего великое терпение». Человек, воспитавший не один десяток выдающихся спортсменов, чемпионов СССР, Европы и Олимпийских игр, назвал именно терпение качеством, которого, по его словам, часто недостает тренерам, работающим с под­ ростками и юношами. Для подростка тренер почти всегда сто­ ит среди школьных учителей на первом месте. Какими же качествами надо обла­ дать человеку, с которого ребятишки бе­ рут пример во всем?! Вернемся, однако, к нашему тренеру и его ученику. Очень не просто, по признанию Бухаше- ева, работать с Виктором Маркиным. Обладая пылким темпераментом, широ­ ким кругозором, тренер, чувствуя в учени­ ке редко встречающуюся мягкость, подат­ ливость характера в сочетании с проявля­ ющимся порой болезненным самолюбием, не старался полностью подчинить его сво­ ему влиянию. Ему хотелось направить пыт­ ливый ум воспитанника на совместное ре­ шение задач, к чему стремился и сам Вик­ тор. Многие ученики в той же группе Бу- хашеева, получив перед тренировкой конк­ ретное задание, без лишних слов присту­ пали к его выполнению. Маркин не такой, это Александр Григорьевич понял уже в первый год совместной работы с ним. «А что дает это упражнение?», «А для чего спринтеру необходимо так много ра­ ботать с отягощениями и штангой?», «Поче­ му так консервативны в развитии силы мышцы стопы?» Не всегда старался Бухашеев дать гото­ вый ответ. — Ты будущий врач, постарайся доко­ паться сам. Вот скажи мне, почему многие звери, например, тигр, гепард, не занима­ ются специально развитием скоростных и силовых качеств, не ворочают штангу, а мо­ гут быстро бежать? — У них более совершенны суставы, приспособлены к бегу на больших скоро­ стях, да и строение мышечных волокон, на­ верное, другое. — Строение мышц, может, и не другое, а вот способность развивать высокую ско­ рость зависит от того, что они могут вклю«

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2