Сибирские огни, 1981, № 8

ВЫЗОВ ФАВОРИТАМ 143 это забегі Вот это результаты! А ведь был еще Виктор Бураков, рекордсмен страны в эстафетном беге 4X400 метров, имевший личные достижения на стометровке — 10,3 сек., на 200 метров — 20,65 сек. і на 400 — 45,6 сек. Он занимал на всех круп­ ных соревнованиях призовые места, а го­ дом раньше стал чемпионом зимнего пер­ венства страны. Результаты Буракова на всех спринтерских дистанциях говорили об огромных возможностях спортсмена. Но был еще и не менее универсальный Лова- чев, двадцатилетний студент Московского областного института физкультуры, пробе­ жавший год назад круг за 46 сек. Не менее десятка фамилий известных спортсменов значились в блокнотах трене­ ров сборной страны, и каждый из этой де­ сятки от старта к старту улучшал свои по­ казатели. Такого еще не было в истории советской легкой атлетики. Это радовало тренеров, но одновременно и осложняло их выбор. Точки над «и» должны были расста­ вить Всесоюзные соревнования в Москве с участием зарубежных спортсменов. Сорев­ нования должны были проходить в Луж­ никах, на Центральном стадионе имени В. И. Ленина. На том самом стадионе, где 19 ию­ ля предстояло торжественное открытие XXII Олимпийских игр. Это обстоятельство налагало на участников отборочных сорев­ нований, и без того наэлектризованных предолимпийской подготовкой, дополни­ тельную психологическую нагрузку. Скажи мне, кто твой тренер? Отношения тренера с учениками склады­ ваются по-разному. Это зависит от мно­ гих обстоятельств. И от того, в каком воз­ расте пришел подросток к спортивному наставнику, какими способностями в из­ бранном виде спорта обладает, как пере­ носит. тренировочные нагрузки, как посе­ щает занятия, как учится, чем увлекается, как контактирует с ребятами в группе и т. д. Это со стороны воспитанника. Но ведь и тренирующиеся тоже предъяв­ ляют свои требования, особенно с возра­ стом и ростом спортивного мастерства, к учителю. Их в личности тренера интере­ сует л волнует многое. И педагогическое мастерство, и профессиональные знания, и сдержанность характера, и его «вес» среди других тренеров, а главное, пожалуй, пре­ данность своему делу. Многое могут по­ нять ученики, многое простить учителю, но никогда не простят халатного, легкого от­ ношения тренера к работе, к делу, кото­ рое они тоже предпочли многим мальчи­ шечьим и девчоночьим соблазнам, ка­ ких ох как много за стенами спортивных залов и трибунами стадионові И еще не простят неглубоких, поверхно­ стных знаний тренера в области его дея­ тельности. Это повзрослевшие мальчишки и девчонки, попав раз-другой на крупные соревнования и учебно-тренировочные сбо­ ры, поймут быстро. Поймут и в конце кон­ цов перейдут к другому наставнику, а ес­ ли более опытного не окажется в их го­ роде, уедут и из города. Уйдут, уедут, по­ тому что у подающих надежды в спорте юношей и девушек, испытавших радость преодоления себя в состязаниях и добив­ шихся первых результатов, многое, очень многое в этом возрасте связано именно со спортом, и тренер для них чаще всего ста­ новится и первым учителем, и первым со­ ветчиком. По сути, тренер таким и должен быть. Надо сказать, спортивная педагогика очень молодая наука. И в теории, и в практике этой науки столько «белых пятен», сколько не встретишь их ни в какой другой. До поры до времени у нас считалось, что спортивная педагогика вообще не наука. «Сила есть — ума не надоі» Когда же вре­ мя заставило заниматься этой наукой, об­ наружилось наше глубокое отставание, что повлекло за собой отставание и в практи­ ке. 8 наше время спорт превратился в важ­ нейшее средство коммунистического вос­ питания молодежи, стал средством созда­ ния запасов здоровья, бодрости, прекрас­ ного радостного настроения миллионов со­ ветских людей. Уровень развития спорта в той или иной стране стал показа­ телем и уровня жизни народа, его по­ литической устойчивости. Все больше людей на Земле начинает понимать, что лучшее место соперничества не поля во­ енных сражений, а поля спортивных состя­ заний. Спортивные международные связи спо­ собствуют связям и в других областях че­ ловеческой деятельности. В наше время спортивное движение привлекло внимание историков и писателей, журналистов и со­ циологов, анатомов и физиологов, биоло­ гов и математиков, физиков и химиков, вра­ чей и инженеров, психологов и киберне­ тиков. И все это в какие-то последние два­ дцать-тридцать лет. Бухашеев за десятилетие педагогической деятельности выработал свой стиль и свои принципы отношений с воспитанниками. — С учениками надо держать себя про­ сто,— говорит он,— без фальши и наиг­ ранности. Когда работаешь со спортсмена­ ми, многие из которых имеют высшее об­ разование или учатся в вузе и знают по­ рой очень многое из теории и методики спортивной тренировки, наставнику надо самому прежде всего быть подготовлен­ ным во многих областях, так или иначе ка­ сающихся избранного тобою вида спорта. Общеизвестно, что нельзя объять необъ­ ятное, но уж то, что касается методики тренировок, закономерностей воспитания двигательных навыков, развития физиче­ ских качеств, техники избранного и смеж­ ных с ним видов спорта, тренер обязан знать лучше и глубже своих подопечных. Тренер должен не только постоянно нахо­ диться на уровне современных понятий о спортивной тренировке, но и сам исследо­ вать, изучать педагогический процесс, ис­ кать новые, неизвестные науке средства психической, моральной и физической под­ готовки спортсменов. Ведь в процессе за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2