Сибирские огни, 1981, № 8
ВЫЗОВ ФАВОРИТАМ 143 это забегі Вот это результаты! А ведь был еще Виктор Бураков, рекордсмен страны в эстафетном беге 4X400 метров, имевший личные достижения на стометровке — 10,3 сек., на 200 метров — 20,65 сек. і на 400 — 45,6 сек. Он занимал на всех круп ных соревнованиях призовые места, а го дом раньше стал чемпионом зимнего пер венства страны. Результаты Буракова на всех спринтерских дистанциях говорили об огромных возможностях спортсмена. Но был еще и не менее универсальный Лова- чев, двадцатилетний студент Московского областного института физкультуры, пробе жавший год назад круг за 46 сек. Не менее десятка фамилий известных спортсменов значились в блокнотах трене ров сборной страны, и каждый из этой де сятки от старта к старту улучшал свои по казатели. Такого еще не было в истории советской легкой атлетики. Это радовало тренеров, но одновременно и осложняло их выбор. Точки над «и» должны были расста вить Всесоюзные соревнования в Москве с участием зарубежных спортсменов. Сорев нования должны были проходить в Луж никах, на Центральном стадионе имени В. И. Ленина. На том самом стадионе, где 19 ию ля предстояло торжественное открытие XXII Олимпийских игр. Это обстоятельство налагало на участников отборочных сорев нований, и без того наэлектризованных предолимпийской подготовкой, дополни тельную психологическую нагрузку. Скажи мне, кто твой тренер? Отношения тренера с учениками склады ваются по-разному. Это зависит от мно гих обстоятельств. И от того, в каком воз расте пришел подросток к спортивному наставнику, какими способностями в из бранном виде спорта обладает, как пере носит. тренировочные нагрузки, как посе щает занятия, как учится, чем увлекается, как контактирует с ребятами в группе и т. д. Это со стороны воспитанника. Но ведь и тренирующиеся тоже предъяв ляют свои требования, особенно с возра стом и ростом спортивного мастерства, к учителю. Их в личности тренера интере сует л волнует многое. И педагогическое мастерство, и профессиональные знания, и сдержанность характера, и его «вес» среди других тренеров, а главное, пожалуй, пре данность своему делу. Многое могут по нять ученики, многое простить учителю, но никогда не простят халатного, легкого от ношения тренера к работе, к делу, кото рое они тоже предпочли многим мальчи шечьим и девчоночьим соблазнам, ка ких ох как много за стенами спортивных залов и трибунами стадионові И еще не простят неглубоких, поверхно стных знаний тренера в области его дея тельности. Это повзрослевшие мальчишки и девчонки, попав раз-другой на крупные соревнования и учебно-тренировочные сбо ры, поймут быстро. Поймут и в конце кон цов перейдут к другому наставнику, а ес ли более опытного не окажется в их го роде, уедут и из города. Уйдут, уедут, по тому что у подающих надежды в спорте юношей и девушек, испытавших радость преодоления себя в состязаниях и добив шихся первых результатов, многое, очень многое в этом возрасте связано именно со спортом, и тренер для них чаще всего ста новится и первым учителем, и первым со ветчиком. По сути, тренер таким и должен быть. Надо сказать, спортивная педагогика очень молодая наука. И в теории, и в практике этой науки столько «белых пятен», сколько не встретишь их ни в какой другой. До поры до времени у нас считалось, что спортивная педагогика вообще не наука. «Сила есть — ума не надоі» Когда же вре мя заставило заниматься этой наукой, об наружилось наше глубокое отставание, что повлекло за собой отставание и в практи ке. 8 наше время спорт превратился в важ нейшее средство коммунистического вос питания молодежи, стал средством созда ния запасов здоровья, бодрости, прекрас ного радостного настроения миллионов со ветских людей. Уровень развития спорта в той или иной стране стал показа телем и уровня жизни народа, его по литической устойчивости. Все больше людей на Земле начинает понимать, что лучшее место соперничества не поля во енных сражений, а поля спортивных состя заний. Спортивные международные связи спо собствуют связям и в других областях че ловеческой деятельности. В наше время спортивное движение привлекло внимание историков и писателей, журналистов и со циологов, анатомов и физиологов, биоло гов и математиков, физиков и химиков, вра чей и инженеров, психологов и киберне тиков. И все это в какие-то последние два дцать-тридцать лет. Бухашеев за десятилетие педагогической деятельности выработал свой стиль и свои принципы отношений с воспитанниками. — С учениками надо держать себя про сто,— говорит он,— без фальши и наиг ранности. Когда работаешь со спортсмена ми, многие из которых имеют высшее об разование или учатся в вузе и знают по рой очень многое из теории и методики спортивной тренировки, наставнику надо самому прежде всего быть подготовлен ным во многих областях, так или иначе ка сающихся избранного тобою вида спорта. Общеизвестно, что нельзя объять необъ ятное, но уж то, что касается методики тренировок, закономерностей воспитания двигательных навыков, развития физиче ских качеств, техники избранного и смеж ных с ним видов спорта, тренер обязан знать лучше и глубже своих подопечных. Тренер должен не только постоянно нахо диться на уровне современных понятий о спортивной тренировке, но и сам исследо вать, изучать педагогический процесс, ис кать новые, неизвестные науке средства психической, моральной и физической под готовки спортсменов. Ведь в процессе за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2