Сибирские огни, 1981, № 8
116 И. ЦЫПЛАКОВ тон нравственной атмосферы задают не тысячи прекрасных, порядочных во всех отношениях людей, а десятки, единицы тех, кто попирает наши нормы, кто созна тельно куражится, игнорируя обществен ные требования и мнения. С детства, со школьной скамьи все зна ют, «что такое хорошо и что такое плохо», но очень часто путают эти понятия. Каза лось бы, что может быть проще: будь доброжелателен, отзывчив, искренен, ста райся понять другого, если надо,— приди ему на помощь советом или делом. Все это — азбука, человеческих взаимоотно шений. Верно сказано: проблема челове ческих отношений проста, как жизнь, и сложна, как жизнь. Вероятно, трудно встретить такого чело века, который не хотел бы проявления к себе доброты со стороны других, но каж дый из нас забывает, что нести добро лю дям, проявлять уважительность, благоже лательность, внимательность, учтивость должно быть естественной нормой каж дого. Можно было бы не акцентировать вни мания на этой азбучной истине, если бы не многочисленные примеры полного ее игнорирования. Особенно проявляетс|і это во взаимоотношениях, возникающих между людьми в часы пик в переполненном го родском транспорте, в магазинах при по явлении на прилавках дефицита, в семей ных отношениях. . Сколько еще у нас домов, не согретых душевным теплом, в которых нет уюта, обжитости, дружбы, верности, близости, любви. Сколько семей, которые от посто янных ссор и перебранок разваливаются... Профессия партийного работника часто сталкивает меня с радостями и бедами людей. Многие делятся своими нелегкими житейскими перипетиями, незаслуженными обидами на работе, в семье, конфликтами с соседями, родственниками. Можно при вести немало примеров конкретных ситуа ций, говорящих о том, что хватает еще в людях недоброго, несправедливого. На поле нашей жизни немало сорняков, и бороться с ними надо активно и всем миром. Нельзя думать, что наша правиль ная, честная советская жизнь автоматиче ски делает всех людей правильными и че стными. Условия жизни не создают сами по себе новый образ жизни, использова ние новых возможностей це происходит автоматически. Все это, бесспорно, нелегко. Борьба с силой привычки является самой трудной и самой сложной борьбой. В. И Ленин го ворил, что требуются годы и десятилетия упорной и настойчивой работы, чтобы внедрить в сознание, в повседневный оби ход людей новые социалистические прин ципы коллективизма, новые человеческие отношения. Кроме активного, творческого и созна тельного участия людей в совершенствова нии взаимоотношений, ^ нас нет другого пути, чтобы установить климат доверия и уважения, обязательности и житейской доброжелательности, проявления культуры и воспитанности. Во многих письмах и выступлениях в связи с обсуждением материалов партий ного съезда повторяются мысли об усиле нии социального контроля за поведением и действиями людей, о совершенствовании культуры человеческих взаимоотношений во всех сферах хозяйственной и общест венной жизни. В любой момент — на работе, дома, на улице, в магазине, на транспорте, в пар ке— человек сталкивается с себе подоб ными, вступает с ними в те или иные кон такты, возникают социальные связи или отношения. И от человека зависит, какими они окажутся. Поскольку у человека всегда есть выбор, можно поступить так, чтобы вызвать благосклонность и расположение, а можно и огорчения... Именно потому, что есть выбор, люди и делятся, скажем, на благородных и корыстных, великодуш ных и жестоких, честных и нечестных, доб рых и злых, душевных и бездушных. Ду мается, у каждого человека есть свое поле притяжения, которое создает он в обще нии с людьми своим обаянием, улыбкой, дружеским теплом, добрым словом или взглядом, советом или поступком. Все дело в том, что величина этого поля во многом зависит от общей культуры человека, раз витости гражданского самосознания, его интеллекта, духовного настроя, умения жить среди людей. Чем уже по своему содержанию рамки внутренней структуры повседневной жиз ни человека, тем больше вероятность его конфликта с окружающими. Ничтожность ^жизненных интересов порождает жесто кость, наглость, эгоизм, хамство, презре ние к окружающим. Озабоченность общественности некото рыми негативными явлениями в социаль ной жизни диктует необходимость искать более активные пути создания такой мо ральной атмосферы, которая способство вала бы утверждению в общественной жизни, в труде и быту уважительного и заботливого отношения людей друг к ДРУГУ. В воспитании сознательной дисциплины, высокой культуры взаимоотношений меж ду людьми особенно велика роль трудо вого коллектива, его низовых ячеек — бригад, участков, отделов, лабораторий, где на виду каждый, где люди не выпада ют из поля зрения, где хорошо знают сильные и слабые стороны каждого и по тому могут своевременно и эффективно влиять на его действия и поведение. Из всех факторов, воздействующих на формирование личности,— технико-эконо мических, политических, социальных, куль турно - идеологических, образовательных, бытовых и других,— особое место принад лежит литературе и искусству. Их воздей ствие на человека проявляется не одно сторонне и не однозначно, а многогранно и комплексно. Объединяя людей вокруг непреходящих человеческих ценностей, они поднимают нравственный уровень об щества, обогащаю? духовный мир людей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2