Сибирские огни, 1981, № 8

116 И. ЦЫПЛАКОВ тон нравственной атмосферы задают не тысячи прекрасных, порядочных во всех отношениях людей, а десятки, единицы тех, кто попирает наши нормы, кто созна­ тельно куражится, игнорируя обществен­ ные требования и мнения. С детства, со школьной скамьи все зна­ ют, «что такое хорошо и что такое плохо», но очень часто путают эти понятия. Каза­ лось бы, что может быть проще: будь доброжелателен, отзывчив, искренен, ста­ райся понять другого, если надо,— приди ему на помощь советом или делом. Все это — азбука, человеческих взаимоотно­ шений. Верно сказано: проблема челове­ ческих отношений проста, как жизнь, и сложна, как жизнь. Вероятно, трудно встретить такого чело­ века, который не хотел бы проявления к себе доброты со стороны других, но каж­ дый из нас забывает, что нести добро лю­ дям, проявлять уважительность, благоже­ лательность, внимательность, учтивость должно быть естественной нормой каж­ дого. Можно было бы не акцентировать вни­ мания на этой азбучной истине, если бы не многочисленные примеры полного ее игнорирования. Особенно проявляетс|і это во взаимоотношениях, возникающих между людьми в часы пик в переполненном го­ родском транспорте, в магазинах при по­ явлении на прилавках дефицита, в семей­ ных отношениях. . Сколько еще у нас домов, не согретых душевным теплом, в которых нет уюта, обжитости, дружбы, верности, близости, любви. Сколько семей, которые от посто­ янных ссор и перебранок разваливаются... Профессия партийного работника часто сталкивает меня с радостями и бедами людей. Многие делятся своими нелегкими житейскими перипетиями, незаслуженными обидами на работе, в семье, конфликтами с соседями, родственниками. Можно при­ вести немало примеров конкретных ситуа­ ций, говорящих о том, что хватает еще в людях недоброго, несправедливого. На поле нашей жизни немало сорняков, и бороться с ними надо активно и всем миром. Нельзя думать, что наша правиль­ ная, честная советская жизнь автоматиче­ ски делает всех людей правильными и че­ стными. Условия жизни не создают сами по себе новый образ жизни, использова­ ние новых возможностей це происходит автоматически. Все это, бесспорно, нелегко. Борьба с силой привычки является самой трудной и самой сложной борьбой. В. И Ленин го­ ворил, что требуются годы и десятилетия упорной и настойчивой работы, чтобы внедрить в сознание, в повседневный оби­ ход людей новые социалистические прин­ ципы коллективизма, новые человеческие отношения. Кроме активного, творческого и созна­ тельного участия людей в совершенствова­ нии взаимоотношений, ^ нас нет другого пути, чтобы установить климат доверия и уважения, обязательности и житейской доброжелательности, проявления культуры и воспитанности. Во многих письмах и выступлениях в связи с обсуждением материалов партий­ ного съезда повторяются мысли об усиле­ нии социального контроля за поведением и действиями людей, о совершенствовании культуры человеческих взаимоотношений во всех сферах хозяйственной и общест­ венной жизни. В любой момент — на работе, дома, на улице, в магазине, на транспорте, в пар­ ке— человек сталкивается с себе подоб­ ными, вступает с ними в те или иные кон­ такты, возникают социальные связи или отношения. И от человека зависит, какими они окажутся. Поскольку у человека всегда есть выбор, можно поступить так, чтобы вызвать благосклонность и расположение, а можно и огорчения... Именно потому, что есть выбор, люди и делятся, скажем, на благородных и корыстных, великодуш­ ных и жестоких, честных и нечестных, доб­ рых и злых, душевных и бездушных. Ду­ мается, у каждого человека есть свое поле притяжения, которое создает он в обще­ нии с людьми своим обаянием, улыбкой, дружеским теплом, добрым словом или взглядом, советом или поступком. Все дело в том, что величина этого поля во многом зависит от общей культуры человека, раз­ витости гражданского самосознания, его интеллекта, духовного настроя, умения жить среди людей. Чем уже по своему содержанию рамки внутренней структуры повседневной жиз­ ни человека, тем больше вероятность его конфликта с окружающими. Ничтожность ^жизненных интересов порождает жесто­ кость, наглость, эгоизм, хамство, презре­ ние к окружающим. Озабоченность общественности некото­ рыми негативными явлениями в социаль­ ной жизни диктует необходимость искать более активные пути создания такой мо­ ральной атмосферы, которая способство­ вала бы утверждению в общественной жизни, в труде и быту уважительного и заботливого отношения людей друг к ДРУГУ. В воспитании сознательной дисциплины, высокой культуры взаимоотношений меж­ ду людьми особенно велика роль трудо­ вого коллектива, его низовых ячеек — бригад, участков, отделов, лабораторий, где на виду каждый, где люди не выпада­ ют из поля зрения, где хорошо знают сильные и слабые стороны каждого и по­ тому могут своевременно и эффективно влиять на его действия и поведение. Из всех факторов, воздействующих на формирование личности,— технико-эконо­ мических, политических, социальных, куль­ турно - идеологических, образовательных, бытовых и других,— особое место принад­ лежит литературе и искусству. Их воздей­ ствие на человека проявляется не одно­ сторонне и не однозначно, а многогранно и комплексно. Объединяя людей вокруг непреходящих человеческих ценностей, они поднимают нравственный уровень об­ щества, обогащаю? духовный мир людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2