Сибирские огни, 1981, № 8
СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ 115 всякого ремесла, необходимого даже для поддержания порядка в доме: немного будет слесарем, маляром, электриком, столяром, швеей, кулинаром... Наиболее слабым звеном в трудовом воспитании остается подготовка детей с первого по восьмой класс. Уровень зна ний и навыков, получаемых на уроках тру да, у многих школьников низок. „Да и от куда же взяться трудовым навыкам, когда руки не к чему приложить?! Оборудование и инструмент, как правило, есть. Но вот картона, фанеры, тканей, металлов, набо ров необходимых деталей для выполнения учебной программы всегда не хватает. За то отходы предприятий, как правило, от правляются на свалки, сжигаются. Из-за слабой материальной базы не обеспечива ется выполнение программ трудового обу чения. Хотелось бы напомнить мысль выдаю щегося педагога Яна Коменского, который еще в XVII веке писал, что образование «будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения необходимых в жизни действий». Сегодня значительная часть школ в ка кой-то мере осуществляет лишь две функ ции — обрабатывает ум и язык, хотя и не всегда со знаком плюс. В результате не мало молодых людей, получивших сред нее образование, кое-что знают, могут много говорить и ничего не умеют делать, обладая к тому же уже сложившейся при вычкой иждивенца. Когда же ' школа стремится включить учеников в трудовой процесс, то встре чает иногда яростное противодействие ро дителей. О камерности, охранительном характере семейного воспитания, приводящих к из неженности, боязни физического труда, не достаточному развитию волевых качеств говорится и пишется много, но делаем мы в этом плане еще очень и очень мало. Мы редко задумываемся над тем, как воздействовать на психологию людей, что бы сформировать у них новые убежде ния, соответствующие новым требованиям, выработать привычки, присущие социали стической нравственности, привить комму нистическое отношение к труду, развить способности и творческую инициативу. На становление и развитие личности вли яет вся социальная среда, все ее компо ненты. Тут нет мелочей, тут все значимо, взаимосвязано и едино. Мысли, чувства, настроения людей зависят от множества обстоятельств, с которыми они ежеднев но, ежеминутно сталкиваются. В воспитании ничто не совершается «по щучьему веленью». Люди при всех истори ческих условиях никогда не были гладки ми, покладистыми. И утверждение в лю дях нравственного, честного, доброго ни когда не было простым и легким делом. Тем более в условиях развитого социали стического общества, когда идет не только процесс формирования нового человека но и одновременно вырабатываются но вые, более высокие критерии, оценки по ведения человека. Наиболее действенным средством ук репления дисциплины является обществен ная требовательность, неотвратимость со циальных санкций. Если человек знает, что за любое отступление от моральной или правовой нормы он будет наказан, то со блюдение норм превратится в привычку. А для этого необходима мобилизация об щественного мнения в каждой «социаль ной точке» — будь то семья, школьный класс, студенческая группа, производст венный или учрежденческий коллектив, микрорайон. Однако механизм социально го контроля за отклонениями в поведении людей, особенно по месту жительства, еще очень слабый. Многоэтажное соседство существенно меняет характер социального контроля. В условиях мелких поселений, стабильных семейных и соседских связей, сосредото чения всех основных сфер жизнедеятель ности (труд, быт, учеба, отдых) на сравни, тельно компактных участках обществен ность хорошо знала сильные и слабые сто роны каждого человека, его образ жизни. Социальный контроль не только побуж дал к воздержанию от общественно вред- •ных действий, но и поощрял любые общественно полезные поступки. Непосред ственность такого/ контроля теперь сохраня ется лишь в ограниченных пределах сферы производственной и общественной дея тельности людей. Анонимность общения вне этих пределов, ослабление межлич ностных связей, сужение нравственно- контролирующих возможностей семьи, тру довых коллективов, общественных органи заций, постоянные перемещения' в новые микрорайоны, отрывающие людей от при вычного окружения,— все это усиливает вероятность отклонения от общепринятых норм поведения, резко нарушает устойчи вые формы взаимодействия людей. Социальная адаптация по месту житель ства осуществляется со значительными из держками. Люди не интересуются положе нием дел в своем микрорайоне, квартале, доме, не реагируют на происходящие со бытия. Мы пока мало что делаем, чтобы объединить здесь людей, создать общ ность интересов, регулярно обсуждать на сущные вопросы социальной жизни мик рорайона, а их немало. Взять хотя бы глубоко укоренившиеся в некоторых слоях и группах населения «пи тейные» обычаи и традиции. Бедствия, причиняемые этим злом, неисчислимы по своим последствиям как для экономики так и воспитания людей. Это мешает жить и работать окружающим, порождает цеп ную реакцию распущенности и нравствен ной безответственности. К сожалению, концентрируя основное внимание только на производственной сто роне деятельности, отдельные партийные организации зачастую упускают из полг зрения людей вне производства, в быту, на отдыхе, в семье. А здесь в основном и проявляются многие отступления от тре бований морального кодекса. И нередкэ 8'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2