Сибирские огни, 1981, № 8

СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ 115 всякого ремесла, необходимого даже для поддержания порядка в доме: немного будет слесарем, маляром, электриком, столяром, швеей, кулинаром... Наиболее слабым звеном в трудовом воспитании остается подготовка детей с первого по восьмой класс. Уровень зна­ ний и навыков, получаемых на уроках тру­ да, у многих школьников низок. „Да и от­ куда же взяться трудовым навыкам, когда руки не к чему приложить?! Оборудование и инструмент, как правило, есть. Но вот картона, фанеры, тканей, металлов, набо­ ров необходимых деталей для выполнения учебной программы всегда не хватает. За­ то отходы предприятий, как правило, от­ правляются на свалки, сжигаются. Из-за слабой материальной базы не обеспечива­ ется выполнение программ трудового обу­ чения. Хотелось бы напомнить мысль выдаю­ щегося педагога Яна Коменского, который еще в XVII веке писал, что образование «будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноречия, руки для искусного исполнения необходимых в жизни действий». Сегодня значительная часть школ в ка­ кой-то мере осуществляет лишь две функ­ ции — обрабатывает ум и язык, хотя и не всегда со знаком плюс. В результате не­ мало молодых людей, получивших сред­ нее образование, кое-что знают, могут много говорить и ничего не умеют делать, обладая к тому же уже сложившейся при­ вычкой иждивенца. Когда же ' школа стремится включить учеников в трудовой процесс, то встре­ чает иногда яростное противодействие ро­ дителей. О камерности, охранительном характере семейного воспитания, приводящих к из­ неженности, боязни физического труда, не­ достаточному развитию волевых качеств говорится и пишется много, но делаем мы в этом плане еще очень и очень мало. Мы редко задумываемся над тем, как воздействовать на психологию людей, что­ бы сформировать у них новые убежде­ ния, соответствующие новым требованиям, выработать привычки, присущие социали­ стической нравственности, привить комму­ нистическое отношение к труду, развить способности и творческую инициативу. На становление и развитие личности вли­ яет вся социальная среда, все ее компо­ ненты. Тут нет мелочей, тут все значимо, взаимосвязано и едино. Мысли, чувства, настроения людей зависят от множества обстоятельств, с которыми они ежеднев­ но, ежеминутно сталкиваются. В воспитании ничто не совершается «по щучьему веленью». Люди при всех истори­ ческих условиях никогда не были гладки­ ми, покладистыми. И утверждение в лю­ дях нравственного, честного, доброго ни­ когда не было простым и легким делом. Тем более в условиях развитого социали­ стического общества, когда идет не только процесс формирования нового человека но и одновременно вырабатываются но­ вые, более высокие критерии, оценки по­ ведения человека. Наиболее действенным средством ук­ репления дисциплины является обществен­ ная требовательность, неотвратимость со­ циальных санкций. Если человек знает, что за любое отступление от моральной или правовой нормы он будет наказан, то со­ блюдение норм превратится в привычку. А для этого необходима мобилизация об­ щественного мнения в каждой «социаль­ ной точке» — будь то семья, школьный класс, студенческая группа, производст­ венный или учрежденческий коллектив, микрорайон. Однако механизм социально­ го контроля за отклонениями в поведении людей, особенно по месту жительства, еще очень слабый. Многоэтажное соседство существенно меняет характер социального контроля. В условиях мелких поселений, стабильных семейных и соседских связей, сосредото­ чения всех основных сфер жизнедеятель­ ности (труд, быт, учеба, отдых) на сравни, тельно компактных участках обществен­ ность хорошо знала сильные и слабые сто­ роны каждого человека, его образ жизни. Социальный контроль не только побуж­ дал к воздержанию от общественно вред- •ных действий, но и поощрял любые общественно полезные поступки. Непосред­ ственность такого/ контроля теперь сохраня­ ется лишь в ограниченных пределах сферы производственной и общественной дея­ тельности людей. Анонимность общения вне этих пределов, ослабление межлич­ ностных связей, сужение нравственно- контролирующих возможностей семьи, тру­ довых коллективов, общественных органи­ заций, постоянные перемещения' в новые микрорайоны, отрывающие людей от при­ вычного окружения,— все это усиливает вероятность отклонения от общепринятых норм поведения, резко нарушает устойчи­ вые формы взаимодействия людей. Социальная адаптация по месту житель­ ства осуществляется со значительными из­ держками. Люди не интересуются положе­ нием дел в своем микрорайоне, квартале, доме, не реагируют на происходящие со­ бытия. Мы пока мало что делаем, чтобы объединить здесь людей, создать общ­ ность интересов, регулярно обсуждать на­ сущные вопросы социальной жизни мик­ рорайона, а их немало. Взять хотя бы глубоко укоренившиеся в некоторых слоях и группах населения «пи­ тейные» обычаи и традиции. Бедствия, причиняемые этим злом, неисчислимы по своим последствиям как для экономики так и воспитания людей. Это мешает жить и работать окружающим, порождает цеп­ ную реакцию распущенности и нравствен­ ной безответственности. К сожалению, концентрируя основное внимание только на производственной сто­ роне деятельности, отдельные партийные организации зачастую упускают из полг зрения людей вне производства, в быту, на отдыхе, в семье. А здесь в основном и проявляются многие отступления от тре­ бований морального кодекса. И нередкэ 8'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2