Сибирские огни, 1981, № 8

114 И. ЦЫПЛАКОВ ственную и технологическую дисциплину, не повернем к этому постоянное внимание всех руководителей от мастера до дирек­ тора,. от рядового коммуниста до секрета­ ря партийного комитета. Кстати, у этой проблемы есть и другая сторона: улучше­ ние качества — экономически более эф­ фективный путь роста производительности общественного труда. Лучше — это почти всегда означает и больше. Наше общество находится ныне на та­ ком рубеже, когда повышение эффектив­ ности общественного производства, оста­ ваясь первостепенной задачей, обретает в качестве решающего фактора развитие личности человека, раскрытие всех его способностей и дарований. В связи с осуществлением всеобщего образования в нашей стране появилась одна важная особенность духовного обли­ ка современной советской молодежи: ны­ не вся молодежь формируется в условиях умственного труда — обучения в школах и вузах. Причем, период такого формиро­ вания, с учетом студенческих лет, продол­ жается до 23—25 лет. Во всей прошлой ис­ тории нашей Родины такого явления не было. Подавляющая часть молодого поко­ ления прежде формировалась в условиях физического труда, и только малочислен­ ный слой эксплуататорских классов фор­ мировался вне такого труда. Возродить уважение к физическому труду, к делу рук своих становится одной из крупней­ ших социальных проблем, решение кото­ рой требует всеобщих усилий. Без этого мы не вытянем весь народнохозяйственный воз. То, что в этом отношении делается, не отвечает пока в полной мере современным требованиям. Нас беспокоит, что и теперь, когда профтехучилища с трехлетним сро­ ком обучения дают наряду со специаль­ ностью законченное среднее образование, основная масса подростков погпрежнему стремится в десятилетку. В какой-то мере на это влияет ведомственная разобщен­ ность. Оба вида образования (школа и ПТУ) базируются на одной и той же вось­ милетке. Она же, в силу своего подчине­ ния органам просвещения, естественно, ориентирует главным образом на «аттестат зрелости». Поэтому ПТУ почти ежегодно работают с недобором. Не все еще осознали, что речь идет не о какой-то временной, вызванной практи­ ческими соображениями целевой установ­ ке, а о стратегической ориентации подго­ товки учащихся к производственному тру­ ду. Безусловно, изменить сложившееся десятилетиями положение, когда школа и семья были нацелены «на институт», не так-то просто. Все это требует времени, чтобы сформировать общественное мне­ ние, новый психологический настрой, исхо­ дя из новых условий и потребностей об­ щества в квалифицированных рабочих кад­ рах. Так уж мир устроен — люди должны привыкнуть к новому, преодолеть в себе какие-то предрассудки, психологические барьеры. / Систематический труд в школе важен не только для воспитания трудолюбия и при­ вития подросткам навыков в работе. Вы­ полняя посильные работы, они усваивают на практике понятия трудового долга, вза­ имопомощи, коллективного энтузиазма. Нельзя никого научить по-настоящему, не привив трудолюбия, да и научить людей самостоятельно мыслить, разбудить любо­ пытство, жажду познания, поиска, желание творить также можно только трудом. Словом, привычка к труду, как норма поведения, равно как и умение трудить­ ся, должны вырабатываться и закреплять­ ся уже в детские и школьные годы. Цен­ ности, обретенные в детстве, остаются на­ долго. Чтобы в современных условиях влиять на ребят, необходимо увлечь их интересным делом, притом таким, которое требует напряжения всех сил. Только это позволит формировать из них людей ак­ тивных, творческих, с высокими нравствен­ ными установками. Мы справедливо говорим, что войну еы- играла и советская школа. Но я замечу, что до войны каждый второй учитель был мужчина. Теперь же шесть дней в неделю, на всех уроках — женские голоса, жен­ ские жесты, женский склад ума, женская психология. Актив в школе — девочки, в родительском комитете тоже женщины, внеклассные беседы, экскурсии, встречи — матери, женщины. Как ненормально вос­ питание мальчика в семье без отца, так же противоестественно, что воспитатели в школе почти одни женщины. Поэтому вся­ ческой поддержки и развития требует шефская работа предприятий, которая должна помогать школе обрести недоста­ ющую мужскую волю, хотя бы во вне­ школьном воспитании* по месту житель­ ства. В семье и школе мы слишком часто внушаем детям мысль о труде, прежде всего — как о способе удовлетворения своих личных наклонностей, и очень мало говорим о труде-долге, о труде-обязанно­ сти, о труде, как необходимом и неизбеж­ ном средстве поддержания жизни обще­ ства и, наконец, жизни самого индивидуу­ ма и его семьи. Каждый человек, начиная с детского воз­ раста, должен имё'ть обязанности перед обществом. Нам не удалось еще привлечь всех старшеклассников к общественно полезно­ му труду в составе учебных цехов, учени­ ческих производственных бригад, школь­ ных лесничеств, лагерей труда и отдыха. Думается, надо более энергично вводить в десятилетку, наряду с общим образова­ нием, какую-либо начальную специализа­ цию, приучать к конкретному виду про­ фессионально-трудовой деятельности. Речь идет не о подготовке в школе спе­ циалиста, не об обучении какой-то одной узкой практической специальности, а о наи­ более широкой подготовке молодежи к са­ мой разносторонней творческой деятель­ ности, и, естественно, о приобретении на­ выков в одной из сфер труда. Это далеко не так сложно, как кажется. Да разве лишним будет, если каждый выпускник школы будет знать простейшие основы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2